Президент Туркмении считает, что с Кремлем он уже все вопросы решил.
Туркменские спецслужбы в срочном порядке продолжают выявлять жителей республики, имеющих двойное гражданство. Все, кто не сделает выбор до 22 июня, автоматически потеряют гражданство России. Такова, как известно, воля президента страны Сапармурата Ниязова, которую он изъявил вскоре после визита в Москву. Таким образом, туркменская оппозиция не сможет, укрывшись в другой стране, уйти от преследования режима Туркменбаши. Зато "отец всех туркмен" избавится от любого противодействия собственной неограниченной власти.
Жителям Туркмении предложен восточный, деспотический вариант решения проблемы. При этом по всем юридическим нормам лишиться российского гражданства можно лишь по российским законам, "на основании добровольного волеизъявления". А жесткое требование президента Ниязова никак не назовешь призывом к добровольному волеизъявлению. Однако два законных способа решения проблемы у Туркменбаши все-таки есть. Тем более что вопрос о российских гражданах придется решать и самой России.
Первый, абсолютно безнравственный, заключается в том, что Москва и Ашхабад могут договориться между собой об утрате всеми гражданами Туркмении, проживающими на ее территории, российского гражданства. Поскольку в нашем Основном законе есть положение, предусматривающее приоритетность международных договоров перед Конституцией РФ, такое вполне возможно. К тому же это доказывает вся российская практика последнего десятилетия в отношении своих граждан. Остается надеяться только на Госдуму, что она не ратифицирует такое соглашение┘
Есть второй путь. В этом случае между двумя странами заключается договор об оптации (выборе гражданства) для граждан России, постоянно проживающих на территории Туркмении. Подобный вариант давно апробирован, вписывается в общепризнанные международные нормы и позволяет воплотить волю Ниязова в жизнь.
В любом случае туркменским правоведам стоит сказать спасибо за инициирование разрыва так называемого договора о двойном гражданстве - этого антирусского детища козыревского МИДа, по которому каждая из договаривающихся сторон утратила право защищать своих граждан на территории второй стороны. А сами граждане, в случае произвола по отношению к ним в стране проживания, потеряли право обращаться за такой помощью (согласно Женевской консульской конвенции).
Поэтому теперь, как это ни покажется парадоксальным, граждане России в Туркмении должны радоваться случившемуся. Но при этом необходимо знать и понимать три источника и три составные части этой радости.
Первое. Можно смело заявлять сановникам Ниязова о предпочтении туркменского гражданства российскому (пусть и они порадуются). Ибо при этом российское гражданство у "отказников" все равно остается, так как из него можно выйти только по российскому закону. Даже если выход осуществлен вроде бы добровольно, но все же с явной принудительной окраской, он не будет признан ни одним российским судом. Кстати, десятки подобных судебных решений по искам беженцев из государств Средней Азии уже вступили в силу. Правда, их малочисленность объясняется тем, что люди не знают своих прав и не обращаются в суды.
Второе. После разрыва Ниязовым упомянутого договора Россия снова получила право (и обязанность!) активно защищать своих граждан любыми доступными ей средствами: политическими, экономическими, военными и т.д. Как это не раз делали, скажем, Великобритания, Германия, Израиль, Испания или Италия, не говоря уже о США, которые в этом вопросе никогда не стеснялись в средствах. Вспомним, к примеру, Панаму середины 1990-х годов: гвардейцы президента Нарьеги изнасиловали гражданку США, и две дивизии "зеленых беретов" под предлогом защиты ее прав свергли панамский режим, а экс-диктатор до сих пор сидит в тюрьме.
И, наконец, третье. В случае если житель вотчины Туркменбаши предпочтет российское гражданство открыто и демонстративно, у него попытаются конфисковать имущество. Это в истории тоже уже было: в 1918 году большевики национализировали имущество иностранных граждан. Это не было признано законным, и десятилетия спустя Россия была вынуждена начать выплаты по предъявленным ей международным искам (пока, правда, только Англии).
Понятно, что когда Россия - хочется верить - начнет защищать более 100 тыс. своих "туркменских" граждан любым доступным ей способом, немедленно включатся силы международной политики. Расклад в настоящий момент представляется таким. США, конечно, с одной стороны, могут вновь прибегнуть к тактике двойных стандартов - из-за туркменского газа. С другой стороны, имидж "отца всех туркмен" в общественном мнении Америки прорисован ныне довольно рельефно: Ниязова там представляют если не вторым Хусейном, то недалеко от него ушедшим диктатором.
Путину же активная защита российских граждан в Туркмении дала бы дополнительные голоса избирателей. Поэтому очевидно, что какая-то реакция Кремля (не МИДа, а именно Кремля) в ближайшее время должна последовать.