В организованных грузинской оппозицией акциях протеста в последнее время собираются люди разных поколений и взглядов.
Традиционного летнего затишья в политической жизни Грузии, очевидно, не будет. В преддверии парламентских выборов страну охватил очередной кризис, выразившийся в жестком противостоянии властей и оппозиционных сил, объединившихся в "Общенациональное движение" ("Национальное движение" Михаила Саакашвили, "Объединенные демократы" Зураба Жвания, "Новые правые" Давида Гамкрелидзе и Левана Гачечиладзе). Поводом послужило нежелание властей принять компромиссный вариант Избирательного кодекса, предусматривающий формирование Центризбиркома на паритетных началах. Причины противостояния следует искать в просчетах руководства страны. В меньшей степени это касается внешней политики.
Внутренняя же политика властей, по определению ряда местных экспертов, заключается┘ в ее отсутствии. И отнюдь не случайны, а закономерны сложности во взаимоотношениях с регионами: финансовое неподчинение Аджарии, периодические обострения на этно-социальной почве в местах компактного проживания нацменьшинств, повсеместно катастрофически низкий социально-экономический уровень, почти миллиардный внешний долг и полумиллионный внутренний долг по защищенным статьям бюджета.
Причем ситуация может ухудшиться. Побывавший в Грузии в преддверии намеченного на конец июня визита делегации МВФ исполнительный директор фонда Джероен Кремер тактично выразил надежду, что за оставшиеся несколько недель руководству страны все-таки удастся выполнить рекомендации финансового института. "В противном случае мы не сможем поручиться за Грузию на переговорах в Парижском клубе по реструктуризации внешнего долга, что приведет к дефолту", - сказал он. В число рекомендаций входят: налаживание налоговых поступлений, ликвидация долгов по пенсиям и зарплатам, наведение порядка в энергосекторе. Прогнозы местных экономистов далеки от оптимизма.
Неожиданно под ударом оказалось главное достижение правящей власти - участие в транспортировке энергоносителей с Каспия. Не успели отзвучать фанфары по поводу торжественной закладки нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, как США весьма жестко потребовали от руководства страны поделиться планами на будущее в энергетической сфере. Недовольство Вашингтона вызвали состоявшиеся в конце мая переговоры правительства с "Газпромом" по поводу создания совместного предприятия для поставок российского газа в Грузию. Советник госдепартамента США по энергетическому развитию Каспийского бассейна Стивен Манн заявил в Баку: "С грузинским руководством у нас существует договоренность, что оно воздержится от осуществления проектов, способных повлиять на транспортировку каспийских энергоносителей, в частности на строительство дорогостоящего Южнокавказского газопровода с месторождения Шах-Дениз".
Рейтинг правящей власти, согласно различным опросам, крайне низок. Объединившаяся оппозиция не скрывает, что на предстоящих выборах собирается этим воспользоваться. Тем более что положительный опыт у оппозиции есть: на выборах в органы местного самоуправления противники Шеварднадзе победили исключительно благодаря популистским лозунгам. Тогдашнее поражение настолько озадачило президента Шеварднадзе, практически потерявшего контроль в столице, что на парламентских выборах он решил лично возглавить проправительственный блок "За новую Грузию". Хотя этого может оказаться недостаточно.
Во внешней политике грузинский президент, декларирующий комплементарность и многовекторность, на деле последовательно проводит проамериканский курс. Все чаще это приводит к расхождению во взглядах с континентальной Европой. Это особенно наглядно проявилось во время иракского кризиса. Эдуард Шеварднадзе с самого начала безоговорочно поддержал военную операцию в Ираке, вызвав раздражение как у противников "экспорта демократии", так и дома. Пик милитаристских настроений грузинского руководства совпал с инспекционным визитом представителей ПАСЕ Матиаса Иорша и Евгения Кирилева. Делегаты Совета Европы в своем небывало жестком докладе подчеркнули тяжелую ситуацию с соблюдением прав человека, свободы слова и вероисповедания, неблагоприятный перед парламентскими выборами политический фон в стране и поставили под сомнение целесообразность дальнейшего пребывания Грузии в СЕ, куда страна в свое время была принята с рядом оговорок.
Тбилиси