Очередной саммит ЕС-Россия 31 мая в Санкт-Петербурге займет особое место в наших взаимоотношениях. Он состоится во время празднования 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга, которое также является важной вехой на пути России к интеграции с внешним миром и особенно с остальной Европой. Торжества и саммит совпадают по времени с началом процесса расширения ЕС, то есть Евросоюз и Россия в буквальном смысле сближаются. Впервые в саммите помимо глав нынешних стран - членов ЕС примут участие руководители десяти государств, которые войдут в состав Евросоюза в мае будущего года: Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии.
Участие в саммите делегации расширенного ЕС станет отражением успехов европейской интеграции за последние годы. Страны-кандидаты хорошо подготовились к членству в ЕС с точки зрения осуществления политических и экономических реформ. Расширение откроет перспективы для еще более значительного экономического роста в ЕС, а также в странах, являющихся его основными торговыми партнерами, в частности, в России.
Конечно, тема расширения Евросоюза будет обсуждаться на предстоящем саммите. С нашей точки зрения, данный процесс, безусловно, выгоден для России. В политическом плане она, как и другие наши соседи, выигрывает от расширения зоны мира и стабильности. Экономически Россия выигрывает в результате увеличения внутреннего рынка ЕС и всеобщего снижения тарифов. Поставки российских товаров в страны ЕС, и сейчас уже составляющие около 35% российского экспорта, должны возрасти более чем наполовину. Возможно, в некоторых секторах промышленности будет наблюдаться временный спад в торговле, однако в целом плюсы для развития российской экономики преобладают. Правда, не все российские коллеги разделяют данную точку зрения. Саммит предоставит еще одну возможность обсудить наши позиции по этому вопросу.
Дискуссии о развитии наших взаимоотношений естественны и неизбежны, так как геополитический пейзаж Европы меняется, а границы между ЕС и Россией расширяются. Вопрос о калининградском транзите был в этом отношении показательным. На последнем саммите - в ноябре прошлого года - мы, как известно, успешно преодолели наши разногласия по данной теме и нашли взаимоприемлемое решение - ввести в действие в июле 2003 года новый Упрощенный транзитный документ (УТД) и Упрощенный проездной документ на железной дороге (УПД-ЖД). Данное решение стало обоюдовыгодным компромиссом: оно позволяет осуществлять беспрепятственный проезд российских граждан по всей территории РФ, включая Калининград, но в то же время не нарушает суверенитета Литвы и гарантирует Евросоюзу проведение адекватного контроля на своих границах.
Договоренности по поводу калининградского транзита свидетельствуют о высоком уровне отношений между ЕС и Россией и нашей способности решать чувствительные политические проблемы. Я не сомневаюсь, что путем интенсивных переговоров мы сможем преодолеть различия в позициях по другим аспектам, связанным с расширением ЕС. По мере того как ЕС укрепляется изнутри, расширяет свой состав и становится более крупным партнером России - взаимоотношения между ним и Россией приобретают более значимый характер и являются в потенциале все более выгодными для обеих сторон.
Саммит в Санкт-Петербурге служит хорошим поводом для того, чтобы проанализировать результаты нашей совместной работы за последнее полугодие и рассмотреть ближайшие цели.
Многого уже удалось достичь. Интенсивно развиваются торгово-экономические связи, которые должны получить новый импульс после вступления России в ВТО, которое ЕС не только полностью поддерживает, но и надеется, что оно произойдет в ближайшее время. На саммите будет вновь заявлено об этой поддержке.
Важным аспектом наших отношений является энергетика: ведь Россия является основным поставщиком нефти и газа в страны ЕС. Наш энергетический диалог, начатый в 2000 году, является одной из главных областей сотрудничества. В Санкт-Петербурге будут рассмотрены результаты, достигнутые в нашей общей работе по обеспечению энергетической стабильности и модернизации российского энергетического сектора, который нуждается в более высоком уровне европейских и международных инвестиций.
На саммите будет также рассмотрено наше сотрудничество по важным экологическим вопросам, в том числе выполнение Киотского протокола, который Россия, как мы надеемся, вскоре ратифицирует. Наверняка на саммите положительно будет отмечено соглашение, достигнутое по Многосторонней ядерной экологической программе для России (МНЕПР), которое создает основу для международной поддержки РФ по утилизации ядерных отходов на северо-западе страны. Это соглашение позволит разблокировать значительное по своему объему содействие ЕС в рамках Экологической программы по Северному измерению.
В политической сфере особое внимание на саммите будет уделено, как обычно, вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе - по ситуации в Ираке, в Приднестровье, сотрудничеству в области управления кризисами, а также политическому сотрудничеству в более широком плане. Что касается Ирака, то существует много важных тем, по которым позиции ЕС и России согласуются, в том числе по вопросам гуманитарного содействия и рассмотрения проблемы в рамках ООН.
Несмотря на известные расхождения между отдельными странами - членами ЕС по поводу Ирака, продвигается разработка Общей внешней политики и безопасности (ОВПБ), а также Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). Всего несколько недель назад, в тот момент, когда наши внутренние разногласия по Ираку занимали видное место на первых полосах газет, Евросоюз принял от НАТО бразды руководства миротворческой операцией в бывшей югославской республике Македонии, причем первой для ЕС операцией подобного рода.
Сотрудничество России и ЕС в борьбе с организованной преступностью, незаконной миграцией, торговлей людьми и незаконным оборотом наркотиков приобретает все большее значение и тоже будет обсуждаться на саммите. В связи с тем, что наши общие границы расширяются, нам необходимо более тесно сотрудничать при решении этих проблем, не признающих самого понятия границ.
Руководители ЕС и России наверняка немалое внимание уделят перспективам развития наших отношений. Уже сейчас эти отношения во многом носят интегрированный характер. По мере того как мы становимся более близкими соседями, будут развиваться самые разнообразные, в том числе и новые, направления наших связей. В долгосрочной перспективе наши границы должны стать более открытыми, чтобы люди, товары и услуги могли перемещаться по возможности максимально свободно. Это станет лучшей гарантией того, что отношения между ЕС и Россией являются частью общего процесса европейской интеграции, который уже принес столько преимуществ жителям многих государств на Старом континенте.
Мы уже разрабатываем концепцию Общего европейского экономического пространства, нацеленного на развитие более тесного и взаимовыгодного экономического сотрудничества, в частности, через постепенное сближение законодательства и нормативно-правовой базы. На саммите может быть рассмотрено использование нашего опыта в этой сфере с тем, чтобы создать такое же пространство в других важных областях, в частности, пространство внутренней и внешней безопасности. Определение общих целей в этих сферах может способствовать взаимопониманию и практическому сотрудничеству в установлении истинного партнерства между ЕС и Россией, устранении барьеров между нами и развитии представления об общем европейском пространстве.
Расширенному ЕС и России всей логикой взаимного сотрудничества предопределено стать ближе друг к другу. В этой связи саммит в Санкт-Петербурге будет иметь очень важное значение и, безусловно, принесет новые импульсы для динамичного и полнокровного продвижения вперед к совместным целям.