0
1391
Газета Дипкурьер Интернет-версия

26.05.2003 00:00:00

Одиночество еврейских либералов

Сергей Куриц

Об авторе: Сергей Куриц - израильский эксперт-политолог, профессор.

Тэги: израиль, партии, перспективы


Господствующие сегодня в израильском кнессете (однопалатном парламенте) партии, которые располагают более чем 2/3 депутатских мандатов, сами себя не относят к сторонникам либеральных или социал-демократических ценностей. Среди них - представители партий национального лагеря во главе с "Ликудом" и "русской" партии "Исраэль ба Алия" (лидер - Натан Щаранский, министр без портфеля), а также национал-религиозного лагеря во главе с националистической "русской" партией "Наш дом Израиль" (лидер - Авигдор Либерман, занимающий пост министра транспорта) и ультрарелигиозной партии ШАС.

С националистическим лагерем идеологически смыкается антиклерикальная партия "Шинуй". В своей предвыборной программе она декларировала: "Израиль должен быть еврейским сионистским государством...", то есть отнюдь не демократическим, поскольку базовое понятие "сионизм" включает только собирание евреев на земле их предков Эрец-Исраэль.

В демократическом государстве вполне допустимо существование и распространение среди населения недемократических идеологий, и нельзя винить партии, проводящие эти идеологии, в поражении демократических сил на выборах. Вина за поражение может быть отнесена только к партии "Авода", относящей себя к демократии с леволиберальной ориентацией, и социал-демократической МЕРЕЦ. За их приверженность, хотя и непоследовательную, к мирному разрешению арабо-израильских конфликтов израильские пропагандисты продолжают наклеивать на демократов ярлыки левых. А левые здесь воспринимаются как последователи советского коммунизма.

Находясь у власти в общей сложности более 30 лет, демократические партии не сумели оказать должного влияния на систему образования в Израиле. До сих пор школьников плохо знакомят с преимуществами демократии, основанной на либеральных ценностях. Многочисленные общественные организации так и не создали доступных ежедневных демократических СМИ, чтобы сбалансировать одностороннюю пропаганду, распространяемую крупными частными компаниями на языках этнических меньшинств.

Невнимание СМИ к правовому воспитанию граждан привело к тому, что законные решения органов власти обычно воспринимаются как повод для негативной реакции. Например, осуждение коррупции в партиях в период последней предвыборной кампании вызывало у избирателей лишь одобрение и поддержку правонарушителей, что, естественно, отразилось на результатах выборов: кандидаты, находящиеся под следствием, вошли во власть.

Следуя общей традиции политиков - не выполнять предвыборных обещаний, "Авода" не смогла удержаться от нарушения основного принципа демократии - уважения к гражданину. Она обманула избирателей, пообещав во время предвыборной кампании 2001 года продолжить поиск мирных решений в конфликте с Палестинской автономией, одновременно ведя борьбу против террора. Вместо этого, соблазнившись материальным довольствием, лидеры "Аводы" предпочли прямо противоположную политику, для обозначения которой использовалось привлекательное название - "национальное единство".

Причины такого поведения верхушки "Аводы" имеют общие корни. Большие партии давно превратилась в кланы (родовые общины), члены которых связаны долгим знакомством или родством и защищены от неизбрания голосованием по партийным спискам. Народные избранники, будучи "прописанными" в однопалатном кнессете десятки лет, не имеют даже отдаленного представления о нуждах населения. Игнорируя непрерывно происходящие в обществе социальные перемены, большие партии вынудили недовольных граждан создавать мелкие партии для защиты своих интересов.

Так произошло с новыми репатриантами, с рабочими и служащими, с женщинами, а ранее - с арабами, сефардами и др. Кстати, эти социальные группы в конце концов так и не получили защиты, поскольку лидеры мелких партий тоже быстро находят свой интерес в общеполитических делах, забывая о "мелких и нудных" потребностях избирателей. Небольшие партии после выборов почти всегда становятся политическими противниками демократии. Для демократов же потеря связи с гражданами - это абсурд не только принципиального, идейного характера, но и прямая опасность.

Единственное средство, которое в настоящее время применяет власть для улучшения ситуации в стране, - постоянные досрочные выборы, имеющие тенденцию еще большей "досрочности". Из 30 переизбранных за 53 года правительств только два просуществовали весь законный срок - четыре года. Несмотря на то что перевыборы полезны лишь как дорогостоящая "мертвому припарка", власти с упорством продолжают ее применять. Логическим завершением такой ситуации может быть либо смена государственного строя, либо реформа системы государственного управления.

Израиль вполне может двинуться к тоталитаризму (светскому или религиозному), переход к которому вполне легитимен: существующий государственный строй не защищен законодательно. И этот переход не требует больших усилий и времени, поскольку харизматические лидеры, способные увлечь общество, уже имеются. Но такой поворот приведет к быстрому разрушению государства в третий раз в истории еврейского народа, поскольку единственным ресурсом бедной на полезные ископаемые маленькой страны является лишь ее интеллектуальный потенциал, а он с трудом "уживается" в несвободной стране. Он "не желает" быть участником постоянных конфликтов власти со своими гражданами и войн с соседними государствами, "не желает" испытывать на себе осуждение со стороны граждан цивилизованных стран за действия своей власти.

Другой путь развития - коренная реформа государственного управления, способная осуществить замысел отцов-основателей по созданию процветающего государства, живущего в мире с соседями и играющего роль примера демократии в Ближневосточном регионе. Это последнее представляет особый интерес при наличии беспрецедентной по продолжительности и размерам финансовой помощи и различных финансовых льгот Израилю со стороны западного мира.

Выход из этой проблемной ситуации лежит в создании влиятельной политической силы (не важно, на базе каких партий она будет создана и каким будет ее название), ориентированной на демократию с либеральными ценностями и социальную защиту граждан. Однако нынешняя острейшая ситуация в экономике, в социальных отношениях в обществе и в отношениях со многими странами мирового сообщества не оставляют времени на создание такой политической силы, поскольку у большинства новых граждан, а также сложившихся кланов отсутствуют политическое сознание и политическая культура.

Тель-Авив


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
378
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
441
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
304
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
329

Другие новости