Североатлантический альянс не намерен опекать южнокавказские республики в сфере безопасности и брать ответственность за урегулирование конфликтов на их территориях. Это стало совершенно очевидно после майского визита генсека НАТО Джорджа Робертсона в Тбилиси, Ереван и Баку.
"Хотите в НАТО - продолжайте сотрудничать по индивидуальному плану в рамках "Партнерства ради мира" и докажите свою готовность для вступления в альянс", - отрезвил генсек азербайджанских парламентариев, выступая в миллимеджлисе. Откровеннее не скажешь: в лишней обузе НАТО не нуждается, как не нуждается в помощи экономически слабых и далеких от демократии стран. Более того, Робертсон указал им другой путь - надо дружить с Россией и вместе с ней заниматься "решением кавказских проблем".
Стратегическая конфигурация - НАТО и Азербайджан - пока не вписывается в геополитику альянса. И это усиливает обеспокоенность Баку обеспечением собственной безопасности. Ни Азербайджан, ни Грузия не запаслись "прочным военным союзом", который сложился, к примеру, между Арменией и Россией. Соглашение о военном сотрудничестве, заключенное между Тбилиси и Вашингтоном, на военный союз явно не тянет. Генсек НАТО предложил "партнерам ради мира" не строить иллюзий и не надеяться на военную мощь альянса.
Отдаленность американской и натовской стратегий от проблем Южного Кавказа ведет к поиску такой системы безопасности, которая дала бы Баку и Тбилиси время для передышки и обеспечения собственной стабильности. Президенты Гейдар Алиев и Эдуард Шеварднадзе, очевидно, преувеличили значимость стратегии "вступить в НАТО в самое ближайшее время". После анонсирования Джорджем Робертсоном политики "НАТО сама по себе, Азербайджан и Грузия - сами по себе" с иллюзиями пришлось расстаться.
После иракской войны все труднее навязывать Западу в качестве платы за лояльность азербайджанскую нефть и грузинский транзит. Сегодня во главу угла поставлена другая задача: обеспечить в странах-партнерах "полную демократию". Но лидеры закавказских республик мыслят иначе и продолжают конструировать собственные модели безопасности.
Так, вслед за отъездом генсека НАТО из Тбилиси секретарь Совета национальной безопасности Грузии Тедо Джапаридзе выступил с оперативной инициативой, предложив создать стратегический треугольник Грузия-Азербайджан-Украина. Новый альянс, как предполагается, позволит в будущем сформировать эффективную систему безопасности черноморских государств и послужит импульсом к объединению нефтедобывающих стран, в частности Азербайджана и Казахстана, а также так называемых транзитных стран. По мнению Тедо Джапаридзе, подобный треугольник будет способствовать созданию совершенно нового геополитического и стратегически важного коридора. Нужен ли такой коридор, если остается незагруженным транспортный коридор TRACECA, известный как Великий шелковый путь?
Однако в Баку сомневаются, что из "стратегического треугольника" получится что-то путное, ведь до сих пор не удается наладить деятельность ГУУАМ, несмотря на обещанное американцами финансирование региональной организации в размере 46 млн. долл. Вот и в минувшую субботу собравшиеся в Тбилиси министры иностранных дел стран-членов ГУУАМ не продвинулись дальше деклараций о намерениях.
Полным провалом завершилась и дипломатическая инициатива МИД Ирана, озвученная в конце апреля, о создании региональной системы безопасности в Кавказском регионе из расчета 3+3 (Азербайджан, Армения, Грузия, с одной стороны; Россия, Иран, Турция - с другой). Министр иностранных дел Ирана Камал Харрази, представляя в Баку и Тбилиси гибкую, по его словам, систему региональной безопасности, намекал на то, что отныне Тегеран готов занять "компромиссную позицию по многим проблемам, в том числе и по статусу Каспия", и активно финансировать проекты соседних государств. Однако в Астане, где в середине мая прошла встреча руководителей рабочих групп по определению правового статуса Каспия, иранский представитель Ахмед Сафари занял более жесткую позицию: "Иран не намерен менять своего отношения к статусу Каспия ради сближения со странами, которые сотрудничают с США┘"
Между тем западные аналитики считают, что Иран, оказавшись в изоляции, пытается углубить свои отношения со странами, которые близко сотрудничают с Соединенными Штатами. Но, видимо, Тегеран не учел главного: южнокавказские республики независимо от внешнеполитической ориентации сами по себе в региональном сотрудничестве во многом напоминают крыловских Лебедя, Рака и Щуку. Вряд ли они способны пойти на сближение с Тегераном в вопросах региональной системы безопасности, если уже вовлечены в американскую орбиту. Поэтому, отвергая первую половину иранского формата "3+3", министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев ограничился заявлением о ее бесперспективности, так как "сотрудничество с Арменией до урегулирования карабахского конфликта для Азербайджана неприемлемо". Анкара вообще не отреагировала на иранскую инициативу. А Москва, судя по некоторым высказываниям российских политиков, дорожит двусторонними связями и пока не замахивается на создание системы безопасности от Персидского залива до Калининграда. Слишком накладно.
Баку