- Как вы считаете, эффективным ли было для России решение Владимира Путина предложить Леониду Кучме занять "стратегическую высоту" в Содружестве?
- Россия это сделала, исходя из необходимости сделать СНГ менее аморфным. По моему мнению, без участия Киева инициируемые Москвой интеграционные процессы лишены и практического, и идеологического смысла. Появление же Кучмы в роли формального первого лица СНГ позволяло Кремлю в определенной степени сделать поведение своего не самого прогнозируемого, но важного партнера более предсказуемым.
Думаю, это был удачный для Путина ход. Идет сложная позиционная игра. Приступая к реализации новых интеграционных инициатив, Россия апробирует все варианты.
- А что дал приход Кучмы собственно Содружеству?
- Кучма по определению не мог зримо изменить ситуацию в СНГ - организации, не предполагающей делегирования части полномочий государств-членов специальным органам. По принципам существования Содружество напоминает скорее "большую восьмерку", чем Евросоюз. Поэтому основной способ работы в СНГ - неформальные контакты и стремление отстоять свои интересы.
- Какие цели преследовали Киев и Москва, с одной стороны - инициируя, а с другой - соглашаясь занять пост в рамках Содружества?
- Проект "СНГ по-путински" состоит в том, чтобы при помощи относительно мягких форм экономической интеграции (прежде всего в областях энергетики, промышленности и ВПК) создать уровень интеграции, который в будущем мог бы способствовать созданию некоего политического объединения.
Украинский же президент, как можно предположить, ставит перед собой иные цели. Украинская элита, невзирая на заявленную цель интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры, осознает неизбежность (по крайней мере в среднесрочной перспективе) зависимости от российских углеводородных ресурсов и емкого российского рынка сбыта украинской продукции. Для Киева важно добиться снижения стоимости российских энергоресурсов, что вполне возможно в рамках создания в СНГ зоны свободной торговли.
Стратегия украинского президента заключается в том, чтобы, нейтрализуя интеграционные усилия России, нацеленные на более глубокое включение Киева в евразийское экономическое пространство, найти оптимальную форму экономического сосуществования. О военном же сотрудничестве речи не идет вообще. Игра ведется в экономической сфере. Показательно, что Кучма постоянно заявляет, что при отсутствии экономической заинтересованности Содружество теряет смысл.
- И каковы успехи Кучмы в роли лоббиста интересов украинских бизнес-групп?
- К сегодняшнему дню более четко обозначились ставки ключевых участников СНГ. Идет своеобразный торг элит. С одной стороны, прозвучало заявление Путина о необходимости переходить к соглашению о зоне свободной торговли, распространяющейся в том числе на энергоресурсы. По словам российского президента, к осени эксперты должны представить рабочий документ, который позволил бы подойти к подписанию основных соглашений. Но в то же время в Москве заявляют о необходимости создания единого эмиссионного центра, введения зоны единой валюты для участников СНГ. Прошли дебаты по поводу необходимости синхронизации действий государств по вступлению в ВТО. Здесь позиции пока заметно расходятся. В частности, Украина вряд ли согласится на создание единой валютной зоны.
- Первые месяцы пребывания Леонида Кучмы на посту # 1 в СНГ прошли без сенсаций. Как, по-вашему, украинскому президенту больше свойственно достижение результата в кулуарных переговорах, а не публичная деятельность?
- Пребывание нового главы Содружества в тени обусловлено, на мой взгляд, двумя моментами. Во-первых, период лидерства украинского президента в СНГ совпал с очень сложным моментом разлома в системе мирового устройства. Театр основных внешнеполитических стратегий концентрировался на иных геополитических площадках. Проблемы же СНГ отошли на второй план. По этим направлениям работали преимущественно группы экспертов и политические игроки более низкого уровня - ранга вице-премьеров и министров.
Во-вторых, само по себе СНГ представляет собой структуру неформального типа, напоминающую элитный клуб, возможности которого определяются в первую очередь личными отношениями президентов, премьеров - первых лиц постсоветских государств. В таком формате не столь остра необходимость частых публичных выступлений, что в принципе устраивает Кучму.
- Каковы же перспективы Содружества, ведомого Леонидом Кучмой?
- Россия сейчас заинтересована в том, чтобы СНГ находилось по крайней мере в формальном совместном управлении с Украиной. Это придает больший вес интеграционным планам РФ. Сентябрьский саммит Содружества в Ялте покажет, насколько Россия готова пойти на уступки в экономике.
В более общем смысле стоит вспомнить слова одного российского политтехнолога, который, в частности, говорил: задача России - быть "мягким дирижером" оркестра, состоящего из постсоветских стран. Украина не претендует на роль дирижера в этом оркестре: Киев интересует роль первой скрипки. Пост главы СНГ позволяет солировать в оркестрах, управляемых разными дирижерами.
Киев