0
3152
Газета Дипкурьер Интернет-версия

12.05.2003 00:00:00

Жак Сантер: "Мир по-прежнему многополярен"

Тэги: ес, конвент, сантер


- Господин Сантер, расширение ЕС вызывает все большую озабоченность Москвы, и в двустороннем партнерстве многое складывается негладко. Готов ли Евросоюз на большую гибкость в отношениях с Россией, чем та, которая была проявлена в вопросе Калининграда?

- Расширение ЕС привносит стабильность, способствует сплочению стран и народов и придает Европе больше политического веса. И это, как мне представляется, полностью отвечает интересам России, с которой у нас прекрасные отношения. Безусловно, проблемы в отношениях будут появляться и преодолеваться. Упомянутая вами проблема Калининграда уже во многом решена, пусть и путем долгих, но конструктивных переговоров и на приемлемых условиях для России.

Сам факт поиска решения с помощью переговоров, выход из тупика показывает нам путь на будущее в случае возникновения сложных ситуаций в наших отношениях. Не исключено, что проблемы будут появляться и в торгово-экономическом сотрудничестве, ведь Европа стала сейчас основным торговым партнером России.

- Во время иракского кризиса страны Евросоюза не смогли сформулировать единой позиции, расколовшись на противников и сторонников действий США. Какие уроки должен извлечь ЕС из этой ситуации? Не боитесь ли вы, что с расширением будет все сложнее сохранять внутреннюю целостность?

- Ситуация с Ираком предельно ясно свидетельствует о том, что наш союз не в состоянии проводить единую внешнюю политику. Евросоюз не сделал для себя должных выводов из того, каким весом и возможностями он располагает в сфере экономики. А это важно, чтобы пропорционально этому весу проводить согласованный внешний курс.

Надеюсь, что наша работа в Конвенте, возглавляемом бывшим президентом Франции Жискаром д'Эстеном, по подготовке программы развития Евросоюза на перспективу - поможет устранить этот пробел. В документе, над которым ведется работа, будет предусмотрен соответствующий раздел. Смогли же мы при всей неодинаковости наших стран и народов создать, например, общую валютную политику и единую валюту евро, которая стала второй в мире по значению, так почему же мы не сможем прийти к единой внешней политике?

На мой взгляд, для начала следует сосредоточить в одних руках работу по проведению внешней политики ЕС - сейчас в это дело вовлечено одновременно несколько ответственных работников Еврокомиссии. Данный пост должен занимать вице-председатель Комиссии ЕС, и он фактически должен быть министром иностранных дел объединенной Европы. Тогда из Брюсселя будет слышна не разноголосица, а авторитетный голос единой Европы.

- Вы согласны с широко распространенным ныне мнением, что Европа и Америка все более расходятся - причем не в политических интересах, а в базовых ценностях?

- Трансатлантические отношения нужны в одинаковой степени как Европе, так и Соединенным Штатам. Приходится сожалеть, что в результате иракского кризиса эти отношения пострадали. Оказалось много "разбитой посуды", и потребуется немало времени, чтобы все это исправить. Ведь в любом случае мы останемся партнерами США. У нас с американцами самые интенсивные торговые связи, хотя и здесь есть трудности - например, разногласия по вопросу отношения к генетически модифицированным продуктам.

Не следует, однако, закрывать глаза на то, что в самих США после 11 сентября 2001 года появилось новая концепция - что Америка должна иметь право навязывать свою волю остальному миру. Мы эту концепцию не разделяем. На нашей планете нет сейчас одного полюса, как бы этого кому-нибудь ни хотелось. Мир многополярен - есть США, есть Европа, Азия, Китай, Индия, есть Россия. Такова реальность. И попытки действовать односторонним образом мы не принимаем. Мы остаемся партнерами. Но партнерство означает в первую очередь полное взаимное доверие. В отношениях с США это доверие проходит сейчас период испытания.

- Но способна ли Европа самостоятельно обеспечить себе безопасность? И не связана ли критика Америки с тем, что Европа не осознала масштабы новых угроз?

- Речь идет не о том, чтобы безопасность Европы обеспечивалась собственными силами расположенных здесь государств или силами Соединенных Штатов. Нет, обеспечивать безопасность порознь, по принципу "каждый за себя", ни в коем случае нельзя. Этот вопрос касается всего евроатлантического сообщества, поэтому гарантировать безопасность должны сообща все страны, к нему относящиеся.

- Где лично для вас заканчивается Европа как единое цивилизационное и человеческое пространство? Входит ли в нее Россия?

- Россия многократно доказывала, что она во всех отношениях находится в Европе, является ее составной частью! Россия на протяжении всей истории проводила четкую европейскую политику, влияла на обстановку на континенте. Возьмем хотя бы мою страну - Люксембург, который многим обязан вашей стране. Россия была одним из гарантов национальной независимости Люксембурга. Когда в 1867 году в Лондоне был подписан договор о его выделении в самостоятельное государство, русский царь взял на себя миссию гаранта нашей независимости.

Россия сама по себе является неотъемлемой частью европейской цивилизации - с высокой культурой, литературой, искусством. Одним словом, конечно же, Россия - это Европа. Но очевидным является и тот факт, что по причине своей огромной территории Россия, увы, не может стать членом Европейского союза.

Люксембург

Интервью подготовлено при посредничестве журнала "Россия в глобальной политике". В майском номере этого журнала будет опубликована статья Жака Сантера "Голос Европы должен быть услышан".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
940
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1164
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1066
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1059

Другие новости