0
1785
Газета Дипкурьер Интернет-версия

12.05.2003 00:00:00

Пекин меняет приоритеты

Константин Макиенко

Об авторе: Константин Владимирович Макиенко - эксперт Центра анализа стратегий и технологий

Тэги: китай, россия, вооружения


В последние годы Китай стал самым крупным покупателем российских вооружений. Ежегодные объемы закупок колебались от 1 млрд. долл. в 1997-1998 годах до рекордных 2,5 млрд. долл. в 2002-м. Значение сотрудничества с КНР для выживания российской оборонной промышленности переоценить невозможно. Благодаря китайским контрактам живут строители кораблей, производители авиационных средств поражения и средств ПВО.

КНР закупает серийную продукцию большими партиями и с минимальными индивидуальными требованиями, в результате чего такого рода контракты характерны более чем удовлетворительной рентабельностью. В этом отношении, кстати, Китай пока заметно отличается от Индии, авиационные и корабельные заказы которой находятся на пределе технологических возможностей российской оборонной промышленности и отличаются предельной специфичностью. Правда, это приводит к низкой рентабельности этих контрактов, но зато именно благодаря им Россия создала лучшее из своего современного арсенала обычных вооружений - многофункциональные истребители Су-30МКИ и фрегаты проекта 1135.6.

В целом с 1992 года Китай получил из России около полутора сотен тяжелых истребителей Су-27 и Су-30, как минимум полсотни транспортных вертолетов, восемь дивизионов систем ПВО семейства С-300П, около трех десятков комплексов ПВО малой дальности, два крупных надводных корабля и четыре подводные лодки. Российские контрактные обязательства включают допоставку еще примерно полусотни истребителей, двух эсминцев и ориентировочно четырех дивизионов С-300ПМУ-2.

Однако продажа вооружений - это лишь видимая часть айсберга. По-настоящему большое значение имеет передача военных технологий. Крупнейшим и наиболее известным из контрактов такого рода стало соглашение стоимостью 2,2 млрд. долл., которое предусматривает организацию производства в КНР 200 истребителей Су-27. Благодаря покупкам российских технологий и помощи наших инженеров Китай смог добиться ощутимого прогресса в области создания собственных истребителей легкого класса, самолетных РЛС, ракет "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", а также авиадвигателей.

Благодаря российским поставкам в Китае за последнее десятилетие сделан рывок от систем вооружения первого и второго послевоенного поколения к обладанию вполне современной техникой четвертого поколения. Однако региональные балансы сил в Восточной Азии от этого не изменились: Южная Корея, Япония и Тайвань восстановили их на более высоком количественном и качественном уровне.

Пекин закупает российскую продукцию относительно большими для нынешней рыночной ситуации партиями. Однако Тайбэй и Сеул парировали эти закупки, разместив заказы на сопоставимые, а в ряде случаев - даже более крупные партии, при этом технологический уровень закупленных тайваньскими и корейскими военными вооружений был в среднем выше.

Наиболее важный результат российско-китайских военно-технических связей следует искать не в военной, а прежде всего в технологической области. КНР не просто закупает технологии, отдельные образцы или целые серии современной техники, но создает свои национальные научно-технические школы в области авиа-, ракето-, приборо- и кораблестроения.

В последнее время в российско-китайском ВТС обозначились новые тенденции. Главная из них - постепенное повышение требований Пекина к технологическому уровню закупаемых в России вооружений. Прежде всего это видно на примере новых заказов на военно-морскую и авиационную технику. Однако пока эти требования остаются невысокими, далеко отстают от индийских и примерно соответствуют системам, которые Советская армия и флот готовились серийно закупать еще в конце 1980-х годов.

С приходом к власти в КНР руководителей четвертого поколения усилились разговоры о том, что Китай намерен частично переориентироваться на западные источники вооружений. Эти опасения небезосновательны. Однако главный риск для российских позиций на китайском рынке связан с постепенным исчерпанием советского технологического задела и развитием собственно китайской оборонной промышленности.

По мере развития процессов импортозамещения главным конкурентом россиян в КНР становится китайский ВПК. Что же касается, например, США и Израиля, то вряд ли они в ближайшие годы могут стать для КНР источником серьезных технологий. Израиль готов и весьма желал бы более активно сотрудничать с КНР, однако, будучи более чем серьезной, но все-таки не суверенной военно-технической страной, он не может этого сделать из-за позиции США, полностью контролирующих политику еврейского государства в этой области. Закрытая программа создания истребителя Lavi и вынужденный отказ Израиля от поставок в КНР радаров воздушного базирования показывают, что Вашингтон в отношениях со своим главным геополитическим конкурентом будущего - Китаем руководствуется прежде всего стратегическими, а не коммерческими интересами, собственными или своих союзников.

Что касается России, то для нее рост китайской промышленности и появление на этом рынке западных конкурентов могут парадоксальным образом иметь положительный эффект. Во-первых, в этом случае наши торговцы оружием и промышленники вынуждены будут более активно преодолевать консерватизм военных в отношении передач вооружений Китаю. Во-вторых, интересы безопасности России и ее коммерческие интересы на рынке высокотехнологичной продукции требуют радикального пересмотра всей нашей военно-технической политики, которая до сих пор состояла лишь в использовании советского задела. Пора создавать высококачественный российский продукт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1202
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
2565
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2122
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
1852

Другие новости