- Насколько, на ваш взгляд, украинский нефтегазовый сектор сегодня нуждается в реформировании?
- Модернизации требует примерно половина украинской газотранспортной системы (ГТС). Международные компании оценили стоимость всей ГТС в 26-28 миллиардов долларов. А на поддержку системы в рабочем состоянии, что требует замены устаревшего оборудования, уже сегодня необходимо около 500 миллионов долларов. Не говоря уж о полной модернизации, наращивании мощностей - это, по оценкам специалистов, потребует в ближайшие десять лет около 15 миллиардов долларов.
На мой взгляд, на Украине главная проблема заключается в том, что отсутствует системное представление о том, как именно необходимо реформировать нефтегазовый комплекс - не определена точка, к которой нужно двигаться. В результате возникают такие проблемы, как, например, неплатежи энергогенерирующих предприятий за газ, ручное ценовое регулирование. Кроме того, к сожалению, в украинской нефтегазовой сфере еще не сложились нормальные стабильные отношения между субъектами, в частности, между Национальной акционерной компанией (НАК) "Нефтегаз Украины" и ее дочерними структурами - нет четкого распределения полномочий и общего видения работы сектора.
В результате картина выглядит так, что "Нефтегаз Украины", его дочерние структуры, комитеты Верховной Рады - каждый пытается самостоятельно что-то реформировать. Однако в результате разнонаправленные усилия не дают результата.
- Вначале, видимо, необходимо определить цели и задачи реформ, а также перечень неотложных проблем?
- Прежде всего нашему нефтегазовому комплексу необходимы стабильность и определенность. Определенность - в выборе курса реформирования комплекса, стабильность - в его реализации. Необходимы реформы как инфраструктуры в целом, так и реформы ценовой политики, налоговой системы. Можно говорить и о первоочередных задачах в каждой отдельно взятой сфере - газовой, нефтяной, атомной, угольной и так далее. Нельзя назвать что-то первоочередное - для эффективного результата нужен целый комплекс действий
- Может быть, ситуацию могло бы улучшить создание международного газового консорциума?
- Переговоры по созданию консорциума идут достаточно сложно. Ведь для Украины очень многое будет зависеть от позиции, которую она сейчас отстоит. И то, что переговоры по консорциуму затягиваются и переносятся - это свидетельство того, что и Россия, и Украина отстаивают собственные интересы, которые, конечно же, не во всем совпадают, и каждая из сторон старается удовлетворить их как можно полнее. Думаю, именно поэтому консультации между Россией и Украиной идут практически без привлечения третьей стороны в лице западных компаний - пока надо разобраться вдвоем.
Россия сегодня заинтересована в максимальном контроле над украинской газотранспортной системой, и это можно понять. С другой стороны, есть интересы Украины - погасить долги перед "Газпромом", составляющие около 1,5 миллиарда долларов, обеспечить стабильность поставок газа в течение длительного времени.
И третье, в чем заинтересована Украина - это сохранить свой статус независимого транзитного государства. Ведь только в том случае, если Киев будет выступать как независимый субъект переговоров в энергетической отрасли, с ней будет считаться Европейский союз.
- Насколько быстро могут быть согласованы спорные вопросы, мешающие созданию консорциума?
- Скорее всего до осени принципиальные моменты будут согласованы. Но есть еще и вопросы законодательного закрепления договоренностей. В украинском парламенте нет единого мнения о газотранспортном консорциуме.
- Могут ли повлиять на ситуацию переговоры о покупке газа, ведущиеся в последние месяцы украинской стороной с Россией и Туркменией?
- Сама по себе ситуация в треугольнике Украина-Россия-Туркмения сегодня достаточно сложная. Необходимо принять во внимание, что Европейский союз очень заинтересован в энергетическом сотрудничестве с Россией, а на Украину он смотрит исключительно как на транзитное государство. Россия, в свою очередь, старается максимально увеличить объемы газа, экспортируемого в страны ЕС. Для этого она сейчас активизирует сотрудничество с Туркменией и в ближайшие годы будет покупать там от 6 миллиардов кубометров (а в перспективе - до 70 миллиардов) газа.
Украина покупает в Туркмении около 30-40 миллиардов кубометров газа ежегодно. Еще около 16 миллиардов кубометров газа она добывает самостоятельно, плюс - из России каждый год получает 20-30 миллиардов кубометров как плату за транзит.
В результате последних российско-туркменских договоренностей интересы Украины могут пострадать. Речь идет о том, что украино-туркменское газовое сотрудничество будет жестко контролироваться российской стороной. В худшем случае может оказаться, что у Туркмении недостаточно энергоресурсов для поставок их на Украину. Киеву это не нравится. Но изменить ситуацию, судя по всему, возможно только готовностью Украины идти на определенные компромиссы в вопросах создания газотранспортного консорциума с Россией.
Киев