На этой неделе Армению посетит Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон. Этот визит подтверждает, что основным принципом внешней политики Еревана остается комплементаризм. Курс, провозглашенный еще в 1998 г., призван "взаимодополнить" и сбалансировать внешние связи страны с Востоком и с Западом.
Официальный Ереван заявляет, что конечной целью его политики комплементаризма является интеграция в самые различные структуры. Этим объясняется, например, противоречие, вызванное участием Армении в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в рамках СНГ и одновременное стремление Еревана расширить свое сотрудничество с НАТО.
Однако генеральная линия внешней политики Армении абсолютно не предусматривает широкой интеграции в рамки тех объединительных проектов, которыми всерьез увлечены другие страны СНГ. Власти Армении всегда осторожно относились и к Таможенному союзу СНГ, и к созданию свободных зон торговли в Содружестве. А в Евразийском экономическом сообществе Армения принимать участие не желает, предпочитая говорить пока о статусе наблюдателя. Ереван равнодушно наблюдает даже за развитием сотрудничества в рамках ШОС, хотя эта структура не относится к проектам в рамках СНГ, ибо активное участие в ней принимает Китай, а многие страны Азии и Европы проявляют к ней значительный интерес.
В противовес не очень внятной политике Еревана на Востоке его политика на Западе вполне определена. Например, в ОБСЕ Армения активно участвует еще с 1992 г. Этим, собственно, и определялось в свое время то обстоятельство, что именно структурам ОБСЕ по сей день принадлежит пальма первенства в деле урегулирования карабахской проблемы. В СЕ Армения официально вступила в январе 2001 г.
Договор о сотрудничестве и взаимодействии с Евросоюзом Ереван подписал еще в 1996 г. и ратифицировал его летом 1999 г. Власти Армении если не подтверждают, то и не отрицают, что их целью является полноправное членство в ЕС. Во всяком случае, Ереван официально является участником практически всех стратегических инициатив ЕС, касающихся в той или иной мере региона Южного Кавказа, например ТРАСЕКА, ИНОГЕЙТ и т.д. Согласно последним сведениям, некоторые структуры ЕС уже предлагают и форму ассоциированного членства в своих рядах - в частности, недавно подобное предложение Армении направил Европарламент.
Что касается отношений с НАТО, то они ранее не входили в число приоритетных задач армянской внешней политики. Но вслед за Россией еще в 1995 г. Армения подписала соглашение с НАТО об участии в программе "Партнерство во имя мира" (ПИМ). Еще одной формой сотрудничества с НАТО является участие Армении в работе Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП). Но взаимодействие с альянсом стало интенсифицироваться только с 2000 г., хотя, казалось бы, состоявшееся членство Армении в ОДКБ и ее тесное военное сотрудничество с Россией ограничивают маневры Еревана во взаимоотношениях с Брюсселем. Но если до 2000 г. участие Армении в учениях в рамках ПИМ ограничивалось двумя случаями (оба раза - в дружественной Греции, выступающей как бы "куратором" Армении по линии НАТО), то за два последних года Армения уже приняла участие в учениях "Cooperative Best Effort-2002" на территории Грузии, а летом текущего года "примет на своем поле" учения "Coopera-tive Best Effort-2003". В то же время - исходя из многочисленных заявлений властей - Ереван пока не намерен вносить в повестку дня вопрос о членстве в Североатлантическом блоке, хотя, отметим, осенью 2002 г. Армения получила статус ассоциированного члена Парламентской ассамблеи НАТО.
Этот вираж армянской внешней политики берет свой отсчет с визита министра обороны страны Сержа Саркисяна в США в июне 2000 г., после которого он начал говорить о... восстановлении военного сотрудничества с США. Именно с этого времени ситуация кардинальным образом изменилась. Например, сейчас США ежегодно выделяют Армении (в "общем пакете" со странами ГУУАМ) от 4 до 7 млн. долл. на военные программы. А в июле 2000 г. Ереван посетил замгенсека НАТО по политическим вопросам Клаус-Петер Кляйбер, который заявил на пресс-конференции: "Мы получили от правительства Армении многочисленные сигналы о заинтересованности в развитии отношений с НАТО". И весной текущего года было объявлено, что впервые в истории независимой Армении армянские воинские подразделения примут участие в миротворческой операции натовских сил в Косово.
Но власти Армении не были бы верны себе, если бы не попытались и в данной ситуации смягчить возможные негативные последствия - в частности, не предвидели бы недовольство российского генералитета. Итогом оживленных армяно-российских консультаций стало решение Москвы об участии в военных учениях "Cooperative Best Effort-2003" на территории Армении. Заметим, во всех предыдущих аналогичных учениях, проходивших на территории Грузии, Россия отказывалась не только от участия, но даже и от направления своих военных наблюдателей. Но российско-армянским договоренностям в рамках НАТО предшествовало весьма важное событие - подписание между Россией и НАТО Римской декларации. Как считают аналитики, именно этот шаг по стиранию противоречий между Москвой и Брюсселем послужил почвой для толерантного отношения России к шагам Армении по сближению с НАТО и интенсификации сотрудничества Еревана с Североатлантическим блоком.
В итоге Армении пока удается сохранить имидж страны, в одинаковой мере развивающей отношения стратегического союзничества с Россией и с различными западными структурами. Однако подобное положение в большей степени определяется не мудростью Еревана в выборе своей внешней политики, а тем, что в целом гармонизируются отношения России с Западом.
Ереван