0
1520
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.04.2003 00:00:00

У Сирии больше оснований нервничать, чем у Ирана

Тэги: лэйпсон, саудовская аравия, сирия, ирак, иран, сша


- Итак, наиболее частый сегодня вопрос: кто следующий? Ведь помимо Ирака есть и другие "нестабильные" режимы, обладающие или стремящиеся обзавестись ОМУ...

- Если посмотреть на арабский мир, то единственной страной, несколько напоминающей в данном отношении Ирак, является Сирия. Помимо Ирака и Сирии трудно еще охарактеризовать каких-то арабских руководителей как жестоких диктаторов... У Сирии имидж страны с навязанной волей меньшинства большинству, диктаторским типом правительства, у нее к тому же есть программа развития ОМУ (химического оружия), которая относится к числу наиболее масштабных в регионе, кроме того, она поддерживает взаимоотношения с ключевыми террористическими организациями, в частности с политическими организациями, составной частью политического портфеля которых является террористическая деятельность. К примеру, у нее давние отношения с экстремистской группировкой "Хезболлах". Сирия сейчас нервничает, ибо слишком много элементов ее политики вызывают большую настороженность у администрации Буша.

- А как с Ираном?

- Эта страна переживает сейчас очень деликатный момент. Когда МАГАТЭ считает, что Иран помимо строительства ядерных реакторов с российской помощью работает над другими аспектами ядерной программы, которые становятся все более зрелыми, это заставляет задумываться. Но, с другой стороны, администрация Буша вынуждена признавать, что сами иранцы пытаются решать свои проблемы, обсуждая различные политические пути. В отличие от Ирака, где очевидна была неспособность самих иракцев решить проблемы самостоятельно без содействия внешней силы, в Иране политические изменения пусть медленно и неровно, но все же происходят. И траектория их в целом позитивна. Дилемма в том, что по части ОМУ Иран даже представляет собой еще большую причину для озабоченности, чем это было полгода назад.

Я лично считаю в высшей степени невероятным, что мы сможем распространить такой же подход к Ирану, какой мы применили к Ираку. Мне крайне сложно поверить, что президент Буш сочтет необходимым прибегнуть к военному методу vis-а-vis Иран. Или даже сочтет его желательным. Мне представляется, что в случае военного варианта это вызовет еще более негативную международную реакцию, нежели вызвала военная акция против Ирака... Япония, Россия, Евросоюз и все прочие основные державы воспринимают Иран как более или менее нормальную страну, с которой можно иметь дело. Так что идея применения военной силы будет восприниматься ими как еще более дестабилизирующая международную ситуацию.

- А что вы можете сказать насчет Пакистана? Ведь он вряд ли может быть отнесен к стабильным режимам, учитывая сильное влияние там исламских радикалов и другие обстоятельства. А ведь у этой страны уже есть атомное оружие.

- В случае с Мушаррафом мы имеем дело с правительством, которое хочет сотрудничать с США, но, с другой стороны, тамошнее население эмоционально воспринимает ситуацию совершенно иначе. И нас это сильно беспокоит. Мы должны постоянно спрашивать себя: всякий раз, когда Мушарраф ассоциирует себя с войной против терроризма, действует ли он против глубоких политических предпочтений внутри своего общества и даже среди своих армейских офицеров? И мы беспокоимся о том, что перемены придут не в результате того, что та или иная исламская партия сумеет встать во главе политических институтов в этой стране, но в результате того, что Мушарраф будет отстранен от власти армейскими офицерами, близкими к мусульманским экстремистам, и это сдвинет внутреннюю политику Пакистана и международную безопасность в направлении, выгодном исламистам.

Но сильным аргументом против этого является то обстоятельство, что исламисты до сих пор не были столь успешны в Пакистане. Все-таки тамошнее общество более сложное и диверсифицированное. Есть богатая история существования оппозиционных и альтернативных партий, а также более консервативных партий. И пакистанцы всегда отмечают, что исламисты никогда не получали более 10-15% голосов. Так что внешний имидж о Пакистане как стране с сильной исламистской динамикой часто преувеличивается. Все-таки политическое наследие, сохранившееся от британского колониального правления, толкает Пакистан к светской политической системе, более реалистической политике, к тому же там сильна прослойка образованной (в том числе учившейся на Западе) элиты, которой исламский крен страны пришелся бы не по душе.

- Теперь перейдем к Саудовской Аравии. Разве не эта страна породила прямых "авторов" теракта 11 сентября и их вдохновителей? Вот вы почти сразу же после того, как "разобрались" с Афганистаном (и не поймали там бен Ладена), накинулись на Ирак. А почему не занялись вплотную "реформированием" главного центра фундаменталистского ислама, генерирующего терроризм?

- Наше решение применить военную силу против Ирака было базировано не только на терроризме. Я бы не смешивала нашу озабоченность насчет поддержки - прямой или непрямой - со стороны Саудовской Аравии терроризма с тем, почему мы пошли в Ирак. Да, администрация пыталась увязать свои озабоченности по поводу Ирака с событиями 11 сентября, но в целом она в своей аргументации сделала упор на будущем, нежели на реальных свидетельствах причастности или сотрудничества режима Саддама с международными террористами.

Отношения США с Саудовской Аравией после 11 сентября претерпели необычные взлеты и падения. Сейчас, похоже, настроение такое, что все обстоит довольно спокойно. Впечатление, что саудовцы изыскали возможность работать с нами в том, что касается усилий по смене режима в Ираке. И это важно, если вы помните, как недовольна была королевская семья Саудовской Аравии первоначальной американской реакцией на события 11 сентября, как они не хотели, чтобы мы вели речь о смене режима в Ираке. Но затем они согласились, что устранение Саддама отвечает их собственным интересам... В итоге мы сейчас можем использовать часть инфраструктуры наших баз (что именно, я точно не знаю) в Саудовской Аравии для военных операций. Мне также представляется, что королевская семья предпринимала очень настойчивые усилия в последние полгода, чтобы вывести политические и межчеловеческие отношения между СА и США на новый уровень.

- Но что дальше? Вы всем этим удовлетворены?

- Я твердо уверена, что, как только произойдет смена режима в Ираке, США и Саудовская Аравия должны начать серьезный разговор на предмет изменения своих отношений. Мне представляется, что со временем - и, возможно, по обоюдному соглашению - США начнут сокращать свое военное присутствие в Саудовской Аравии, что будет на благо и саудовцев, и Америки. Теперь представьте себе, что саудовцы могли бы обеспокоиться, что мы решили заняться Ираком, а затем Саудовской Аравией. Что мы бы сказали: спасибо, но вы теперь нам больше не нужны, у нас теперь в друзьях Демократическая Республика Ирак... Это породило бы у королевской семьи Саудовской Аравии чувство незащищенности. У меня, повторяю, такое ощущение, что в последнее время саудовцы предпринимают максимальные усилия для улучшения отношений с США, стараются не выражать гнев в отношении Вашингтона, сдерживать негативные эмоции, которые питает к Америке саудовская общественность, и т.д.

Несомненно, впереди довольно длительный период осознания саудовцами того обстоятельства, насколько серьезным является феномен "Аль-Каиды", насколько велико саудовское участие в ней...

- Но как вы можете воздействовать на саудовское общество, его элиту, институты, "арабскую улицу" таким образом, чтобы они не продуцировали больше прямого содействия террористам?

- Саудовское общество вряд ли может взять на вооружение западную модель демократии. Но в королевской семье крепнет убеждение в необходимости постепенных изменений. Я думаю, саудовское правительство может фокусировать свои усилия на тех вещах, которые можно реализовывать: строить больше школ, вносить изменения в учебную программу, улучшать социально-экономическую ситуацию в стране, воздействовать на изменение поведенческих стандартов молодого поколения, чтобы оно почувствовало, что может преуспеть в данном обществе, что оно сможет донести свои требования до королевской семьи, до правительства и что они будут учтены.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
455
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
517
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
311
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
397

Другие новости