Неожиданная скоротечность иракской войны помешала планам Гейдара Алиева быть подольше полезным силам коалиции. Популярность власти за счет поддержки США в иракской кампании даже не успела особенно вырасти, а официальный Баку не набрал приличествующих политических и экономических дивидендов. Тем не менее Вашингтон, выразив азербайджанскому руководству особую благодарность за оказанную поддержку в свержении диктаторского режима Саддама Хусейна, предусмотрел ряд поощрений.
Почти 41 млн. долл. выделяется Азербайджану в качестве финансовой помощи. Министр обороны Сафар Абиев приглашен в Вашингтон для выработки с американским коллегой стратегии военного сотрудничества между США и Азербайджаном. Небольшой американский презент - боевой морской катер, правда, не новый, а прошедший капитальный ремонт, - получат пограничники. О других поощрениях, которых, возможно, значительно больше, чем анонсировано США, власти умалчивают.
Однако аналитики считают, что популярность власти в Азербайджане в ближайшей перспективе, вплоть до президентских выборов, которые состоятся осенью этого года, будет зависеть не только от иракского фактора. В частности, для официального Баку не менее важно отношение европейского сообщества, которое не поддержало США в Совете Безопасности ООН и признает военную операцию в Ираке угрозой цивилизованному миропорядку. В отличие от госдепа США, который время от времени выражает свое недовольство состоянием демократии и правами человека в Азербайджане, но вполне терпимо относится к Гейдару Алиеву, европейцы, напротив, проявляют большую жесткость в оценке популярности и демократичности азербайджанских властей. Местные политологи даже поговаривают, что "европейский аршин для замера глубины азербайджанской демократии гораздо длиннее, чем американский". Так, на минувшей неделе европейские структуры вновь призвали Баку прийти к президентским выборам с "достойным избирательным кодексом".
Политическая острота момента дополняется еще и неизбежными изменениями на нефтяных международных рынках. Не окажется ли подорванной популярность властей Азербайджана, где с нефтью были связаны почти все внешнеполитические приоритеты? Тегеран, к примеру, не скрывает своего недовольства тем, что "соседнее государство дышит на США". Вслед за иранскими муллами и в Баку, причем довольно откровенно, оппозиция обсуждает вопрос о разнице между "диктатором Саддамом Хусейном" и "диктатором Гейдаром Алиевым". По мнению лидера партии "Народный фронт Азербайджана" Али Керимли, "в Азербайджане есть проблемы с демократией, но не такие, чтобы решать их силой оружия". Разницу между своим диктатором и поверженным Хусейном лидер партии аргументирует так: "Если Алиев выгоняет с работы своих оппонентов, а полиция угощает дубинкой, то Саддам их сразу казнил".
Между тем турецкая газета Cabah внесла в оценку ситуации важную поправку. По свидетельству этого издания, после овладения США нефтяными богатствами Ирака западные инвесторы всерьез подумывают о целесообразности строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Вполне реально, что каспийские углеводороды будут отсечены от средиземноморского рынка, куда хлынет дешевая иракская нефть, добыча которой обходится в полдоллара за баррель. Азербайджанские углеводороды могут оказаться слишком дорогим удовольствием на мировом рынке, передел которого неминуемо произойдет после иракской войны.
Баку