- Федор Вадимович, еще недавно многие политологи спорили о том, какие тенденции в рамках СНГ породит война в Ираке и как это скажется на интересах России. Сегодня, на ваш взгляд, уже можно подвести итоги?
- Сегодня можно сказать, что позиции России внутри Содружества не претерпели радикальных изменений, во всяком случае в худшую сторону. Москва изначально заняла четкую позицию по иракскому вопросу и придерживалась ее. Мы не виляли, не поддавались на конъюнктурные предложения. Это позволяет России в будущем усилить свои позиции в СНГ.
Конечно, попытка США создать широкую антииракскую коалицию коснулась многих стран СНГ и спровоцировала разноголосицу внутри Содружества. Но принципиально новых моментов в отношения внутри Содружества эта кампания не внесла. Я бы сказал, что война в Ираке просто лишний раз указала на застарелые болевые точки. Проамериканская позиция Тбилиси - не новость. Ничего неожиданного не было в политике стран Центральной Азии, которые, как и ожидалось, повели себя очень осторожно. Украина направила свой батальон химзащиты в Кувейт? Но и в этом нет ничего сверхъестественного: в рамках партнерства Украина-НАТО такого рода действия вполне прогнозируемы. Показательно, что этот шаг Киева, судя по последним событиям, не нанес ущерба российско-украинским отношениям. А, скажем, позиция Белоруссии, которая поддержала режим Хусейна и выступила против действий США, не повлияла на отношения с Россией: пока так и не решены главные вопросы, касающиеся обмена белорусских долгов на имущество, участия РФ в приватизации в Белоруссии. Все - как до войны.
С другой стороны, впечатление, что антииракская кампания вообще никак не отразилась на внутренних отношениях в рамках Содружества, поверхностно. Если рассматривать эту проблему глубже, то следует признать, что последствия этой войны скажутся позже. Например, элиты и общества мусульманских государств СНГ, несомненно, задело продемонстрированное пренебрежительное отношение к жизням их единоверцев. Но Восток - дело тонкое. Сегодня они закрывают глаза на, мягко говоря, некорректность, допущенную богатой Америкой. И делают это только потому, что речь идет о произволе богатого. Но Восток не забывает и не прощает таких вещей, рано или поздно счета будут предъявлены. В силу этого, как мне кажется, у России появляются новые возможности восстановить свое влияние в Центральной Азии. Хотя бы потому, что с позиции центральноазиатских государств существует необходимость выстроить некий противовес доминированию США в регионе. Но для России здесь главное не брать нахрапом. Иначе мы тут же получим отпор.
- А Грузия, которая под шумок антииракской кампании существенно упрочила свои отношения с США?..
- Я не вижу в Грузии угрозы для России. Но, говоря на эту тему, необходимо коснуться соглашения о военном сотрудничестве между Грузией и США, которое было ратифицировано грузинским парламентом 21 марта, буквально в момент начала войны. На мой взгляд, это тяжелое кабальное соглашение для Грузии. Достаточно почитать текст этого договора: американские военные смогут въезжать на территорию Грузии даже не по гражданским, а по внутренним военным документам, на территории Грузии они будут иметь юридический иммунитет, освобождаться от налогообложения, пользоваться статусом дипломатической и таможенной неприкосновенности на провоз грузов через границу. Я не думаю, что на территории Грузии вскоре появится большое количество американских военных. В последнее время Америка отличалась тем, что умела находить занятия для других. Но теперь она надолго нашла занятие для себя: противостояние в Ираке не закончилось, нам еще очень долго придется с осторожным вниманием следить за развитием событий в этой части Ближнего Востока. А подписанный американо-грузинский договор фактически дает американцам возможность делать в Грузии то же, что произошло в Ираке, - безнаказанно и бесконтрольно вывозить национальные и культурные ценности за пределы страны. Венец документа - приписка, что текст составлен на двух языках, и в случае расхождения между грузинским и английским текстом силу имеет английский. Грузия, грузины, их национальная гордость оказались в страшной ловушке...
- Сейчас большинство стран Содружества стремится получить "кусок иракского пирога". Роль России скорее всего в этом процессе будет минимальной. Это как-то отразится на отношениях внутри СНГ?
- У России в Ираке есть подписанные контракты. Согласно принципам международного права они действительны. Иначе поступали только большевики: Владимир Ульянов, как мы знаем, заявлял, что его страна не отвечает за царское правительство. В принципе Америка сейчас может себе позволить поступить так же. Но это не улучшит общеэкономический и общеполитический климат в мире, чего американцы не могут не учитывать.
Что касается допуска других стран СНГ на "новые" иракские рынки, то американцы не рады даже своему ближайшему союзнику - Великобритании. Этим все сказано. Да, собственно, в каком качестве на участие в восстановлении Ирака могла бы претендовать, например, Грузия? Разве что - на роль исполнителя какого-то чужого контракта. У Украины технический и технологический потенциал, конечно, больше. Но именно в том, чтобы пускать в Ирак подобного рода потенциалы, США не заинтересованы. Если демократическая партия США опирается на поддержку финансовых кругов, то республиканцы - на реальный сектор экономики. Поэтому если демократическая администрация США еще могла бы допустить какие-то технологические возможности поощрения своих партнеров из СНГ "куском иракского пирога", то республиканцам это совсем не с руки.
Роль России в СНГ стабильна и утверждена не связанными с Ираком решениями. Во-первых, Владимир Путин сделал очень сильный политический ход, передав пост председателя Совета глав государств президенту Украины. Этот шаг показал, что Москва уверена в своих позициях и ей совсем не обязательно "физически" контролировать это кресло. Второе - президент России дал сигнал Грузии, что она вольна обратиться в СНГ за решением вопроса о пребывании в Абхазии миротворческих сил СНГ, которые де-факто являются российскими. И это показало, что Москва не цепляется "за каждую пядь постсоветской земли". Наоборот, Россия сейчас занимает в Содружестве сбалансированную прагматичную позицию, чувствует себя достаточно уверенно. В этом смысле политика Путина мне представляется разумной и конструктивной.
Единственная серьезная проблема, которую Москва совершенно напрасно упускает из виду, - нарушение прав человека в СНГ, в первую очередь - в государствах Центральной Азии. Мы сквозь пальцы смотрим на политические обвинения, которые выдвигаются в адрес наших граждан. Такое отношение недопустимо хотя бы потому, что восточные государства воспринимают его как слабость со стороны России. С другой стороны, они сами не уважают права своих граждан, потому что это укладывается в восточную парадигму отношения руководителя страны к народу как к своим рабам. Но Россия, позиционируя себя как западное государство, но не заботясь о своих гражданах, себя дискредитирует.
- 28 апреля в Душанбе соберутся главы государств - участников ДКБ. На встрече ожидается подписание соглашения об образовании Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эта организация усилит позиции России?
- ДКБ необходимо придать положительную динамику. К сожалению, в силу отсутствия какой-то последовательной линии в течение целого ряда лет от договора откололись многие государства. К сегодняшнему дню в организации остались шесть из одиннадцати участников. Конечно, нельзя вливать новое вино в старые меха. Необходим прорыв, основанный на новых подходах к созданию дееспособной оборонной структуры в рамках СНГ. Что касается роли России, то многое зависит от того, для чего мы все это создаем. Если это проявление "синдрома Лукашенко" (мы никому кроме себя не нужны, а поэтому должны оградиться, ощетиниться и клацать железными челюстями), то вся затея не имеет перспективы. Иное дело, если мы понимаем суть новых мировых тенденций и пытаемся строить свою политику в гармонии с ними. К западу от нас существует сложившееся экономическое и военно-политическое пространство, которое на глазах трансформируется в систему безопасности, включающую и ЕС, и ОБСЕ, и НАТО. К востоку и югу от нас - Азиатско-Тихоокеанский регион со своей экономической структурой - Азиатско-Тихоокеанским экономическим сотрудничеством (АТЭС) и своей военно-политической структурой - Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а теперь уже АСЕАН+3, в которую также входят и США, и Россия, и Китай с Индией. Именно культурный и интеллектуальный потенциал этих двух "китов" будет играть ведущую роль в XXI веке.
Но между двумя этими мирами зияет брешь в виде бывшего СССР. Россия входит и в некоторые структуры Западной Европы, и в объединения на юго-востоке. И поэтому она может стать мостом, объединяя два мировых полюса и в сфере экономики, и в смысле безопасности. Если мы возьмем на себя ответственность за это, сумеем доказать нашим партнерам в развитых государствах, что мы способны это сделать, то интеграционные процессы в Содружестве, в том числе в сфере безопасности, пойдут другими темпами. И наши партнеры в СНГ поймут, для чего все это создается и в чем заключается их интерес. До сих пор были слышны только невнятные призывы к объединению. А ведь объективно в военном отношении Россия остается самой сильной страной на территории СНГ. И, конечно, в ОДКБ ее роль будет ведущей.