0
4996
Газета Дипкурьер Интернет-версия

24.03.2003 00:00:00

Столкновение культур и политическая корректность

Марио Корти

Об авторе: Марио Корти - директор Русской службы Радио "Свобода-Свободная Европа".

Тэги: политкорректность, религия, ислам, либерализм


Сегодня многие, от Сэмюэла Хантингтона и Бассам Тиби до Орианы Фаллачи, пишут о столкновении цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, славянско-православной, латиноамериканской и африканской. Предсказывают, что следующая мировая война, если она произойдет, будет войной между цивилизациями. В этой связи небесполезно, наверное, потратить несколько слов на тот конфликт, который возник в недрах самой западной цивилизации и который, видимо, можно рассматривать как одну из составляющих более глобальных столкновений. Речь идет о конфликте между светской либеральной культурой и клерикальной.

Система ценностей, которые часто называют западными, а точнее нужно было бы назвать либеральными, - порождение именно светской культуры. Ее источниками являются гуманистическое учение о главенстве и достоинстве человека, идеи французских энциклопедистов и просветителей, доктрины таких английских мыслителей, как Джон Локк (например, о правлении, о терпимости), Дэвид Хьюм и др., принципы американской и французской революций и т.д. Эти ценности нашли отражение в Конституции США и других демократических стран, где предусмотрено разделение властей и соблюдение политических и гражданских прав и свобод. Эту систему можно также рассматривать как некие правила общежития, которые могут устраивать наибольшее количество разномыслящих и разнодействующих людей - соединение многообразия и согласия.

Светская либеральная культура рассматривает религию как частное дело каждого гражданина и настаивает на четком отделении церкви, религии от государства. Последний вопрос особенно волновал отцов-основателей американского государства. Первая поправка к Конституции США запрещает конгрессу "издавать законы, устанавливающие какую-либо религию или запрещающие ее свободное вероисповедание". Иными словами, церковь не должна обладать никакими преимуществами или привилегиями. "Религиям следует ограничить свою сферу действия", - писал Токвилль. Таким образом, светское либеральное государство гарантирует автономию гражданина от религиозной власти, но и автономию религии от государства.

В свою очередь, клерикальная культура отстаивает абсолютные истины. Каждая религия видит себя как истину в последней инстанции со всеми вытекающими отсюда логическими, а в конфессиональных государствах вполне практическими, последствиями. (Исключение тут составляет, пожалуй, буддизм. Как гласит один из эдиктов дхармы царя Ашоки: "...чтобы не было восхваления своей веры, ни хулы чужой веры в неподобающих случаях. В любом случае следует почитать чужую веру. Поступая так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой".) Не случайно Католическая Церковь неоднократно осуждала либерализм. Сегодня католицизм проделал большой путь в сторону признания либеральных ценностей. Но я помню, как еще совсем недавно в ортодоксально католических кругах в Италии либерализм считался куда более злейшим врагом, чем коммунизм.

Ислам и христианство провозглашают себя религиями мира и любви. Возможно, хотя бы в интенции, так оно и есть. Но это не имеет никакого практического значения. Важнее, как эти силы действовали и действуют в истории, - какие зверства творились и творятся во имя религии. Нет уверенности, что это не произойдет и в будущем. Церкви по своей природе стремятся к монополизации духовного пространства. Примеры тому - стремление Православной Церкви в России добиться максимальных привилегий для себя и ограничений для других христианских конфессий в России; кампанию в защиту жизни, провозглашенную Католической Церковью (тут надо понимать - под защитой жизни имеется в виду защита эмбриона). Единственная гарантия от религиозного фундаментализма - демократические институты, порожденные западной либеральной культурой.

В отличие от Запада в исламском мире нет четкого разделения между государством и религией - ваххабизм в Саудовской Аравии, теократический режим в Иране. Разумеется, есть исключения, и есть нюансы. Исключение составляет, например, светский, диктаторский режим Саддама. Но нет сомнения в том, что исламский мир в отличие от Запада не стал светским - попытки секуляризации в той или иной стране оказались не совсем удачными. В своей книге "Столкновение фундаментализмов: крестовые походы, джихад и современность" Тарик Али объясняет отсутствие в современном исламском мире крупных фигур в области общественных наук тем, что эта деятельность предполагает так или иначе критическое осмысление религии. Это привело, по мнению Тарика Али, к атрофии интеллектуальной жизни, неподвижности и отсталости ислама. Ислам - самая политическая религия в мире.

Таким образом, столкновение с исламом вполне можно рассматривать в плоскости противопоставления светских либеральных принципов и клерикальных.

Другая характеристика либеральной системы ценностей состоит в том, что она распространяется и на тех, кто ее не разделяет. То есть - допускает конфликт непримиримых концепций внутри себя. Либеральными свободами и правами в демократических странах пользуются не только религиозные конфессии, но и приверженцы других авторитарных и тоталитарных идеологий - коммунисты и фашисты (в Германии и Италии, по понятным причинам, запрещено возрождение соответственно нацистской и фашистской партий). Антилиберальные силы всячески используют гарантии прав и свобод для укрепления своих позиций, но нет уверенности, что они готовы гарантировать их своим оппонентам в случае прихода к власти. То есть в ДНК либеральной системы ценностей заложен механизм собственной гибели.

Доведение либерализма до крайних проявлений привело к тому, что сегодня называют политической корректностью. Здесь самокритика и уважение к инакости иногда доходят до саморазрушения.

Когда президент Буш после 11 сентября говорит "ислам - религия мира", он, конечно, не говорит о сути ислама, тем более о глубоких различиях в пределах мусульманского мира, и он не делает этого только из политического расчета - он отдает дань политической корректности. Такого же рода довольно частые заявления американских политических и государственных деятелей, которые побудили исследователей Дэниела Пайпса и Мими Штильман сочинить статью под названием "Правительство США: спонсор ислама?". Вот несколько примеров: "Нет врожденного конфликта между исламом и Америкой", "нет столкновения цивилизаций", "ислам, как христианство и иудаизм, проповедуют мир и отказ от насилия", терроризм - "искажение исламского учения". Эти заявления тоже ничего не говорят о сути ислама, тем более что исходят они не от экспертов. Они, как и заявление Буша, - дань политической корректности.

Политическая корректность мешает признавать очевидные факты и допускать разумные конъектуры. На Западе много говорят о неизбежности мультиэтнического, мультикультурного общества. Меньше говорят о том, что произойдет, если в той или иной демократической стране возобладает культура, враждебная западным либеральным ценностям. И, в частности, что произойдет, если в результате демографических процессов будут преобладать мусульманское население и фундаменталистские тенденции в исламе. Вот это мы больше всего боимся высказывать и обсуждать вслух. Более всего стесняемся поставить вопрос о необходимости конкретных мер по предотвращению возможной угрозы нашей культуре со стороны культур, менее толерантных. Еще Арнольд Тойнби предупреждал, что "при столкновении цивилизаций... зачастую побеждает темная лошадка".

Прага


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1331
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
841
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
600
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
837

Другие новости