- В свете антииракской кампании, которая подчеркнула разновекторность внешней политики стран СНГ, постсоветская интеграция - это реальность или мираж? Изменится ли после войны формат экономического взаимодействия государств Содружества?
- Даже страны с разным экономическим потенциалом способны создать действительно сильные интеграционные объединения. Ведь все зависит от того, какую форму им придать. Скажем, создать общее транспортное пространство - это значит выйти на единые тарифную систему, единую политику на обновление транспортного парка и сформировать благоприятные условия для движения товаров и услуг. Это вполне по силам даже государствам с совершенно разным уровнем экономического развития. Был бы взаимный интерес. Это подтверждается и мировой практикой. Например, самое большое в мире единое торговое пространство - НАФТА (Северо-Американская зона свободной торговли) объединяет страны с несопоставимыми экономическими потенциалами - США, Канаду и Мексику. А в организацию МЕРКОСУР (Южно-Американский общий рынок) входят государства с еще более существенной разницей в уровне развития экономик - Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Чили. И по этому поводу никто не вздрагивает, просто работают.
Я считаю, что участие в ЕврАзЭС различных по своим экономическим возможностям стран (например, России и Таджикистана) не должно ставить под сомнение эффективность деятельности этой организации. На самом деле у того же Таджикистана, который почему-то всегда рассматривается как аутсайдер ЕврАзЭС, есть все возможности стать достаточно развитым государством. Причем, на мой взгляд, Душанбе сделает это довольно быстро. Таджикам нужно только немного помочь с выходом на мировой рынок, поскольку с распадом СССР эта страна оказалась отсеченной от Европы.
- Некоторые эксперты связывают недавнее неожиданное создание нового экономического блока, так называемой "четверки", с обострением иракского вопроса, что якобы заставило Россию переосмыслить свою роль "донора" для беднейших стран СНГ...
- Любое событие в мире, особенно такое драматическое, как война, изменяет расстановку политических сил. Однако прямой взаимосвязи между зарождением "четверки" и обострением иракской ситуации я не вижу. Стремление наладить конструктивный диалог между Россией и Украиной в области создания свободной экономической зоны - задача долгосрочная и имеющая более долгую историю, чем процесс осложнения отношений между США и Ираком.
- Какими вы видите перспективы ЕврАзЭС в связи с созданием нового объединения?
- Мне трудно судить о будущем создающейся Организации региональной интеграции (ОРИ), поскольку я еще не знаю концепции этого блока. Насколько мне известно, пока проводились только первые консультации рабочей группы. Тем временем ЕврАзЭС стабильно работает, и от руководителей государств никаких корректив относительно деятельности организации не поступало. Наоборот, от нас требуют еще большей активности. Сейчас секретариат Сообщества готовится к госсовету ЕврАзЭС на уровне глав государств, входящих в "пятерку", который состоится в конце апреля в Душанбе.
Если действительно что-то толковое родится в рамках новой организации, то речь, скорее, пойдет не о конкуренции, а о взаимном дополнении ОРИ и ЕврАзЭС, поскольку три государства СНГ - Россия, Казахстан и Белоруссия - входят в оба экономических блока. Дублирование, безусловно, есть. Но ведь и ЕврАзЭС дублирует деятельность другого альянса - СНГ, который в свое время тоже собирался создать режимы свободной торговли на постсоветском пространстве. ЕврАзЭС практически эту задачу решил, поэтому участие Украины в процессе создания зоны свободной торговли означает лишь увеличение числа государств, работающих в этом режиме.
- Но по сведениям осведомленных источников "НГ" в российском правительстве, Москва готова отказаться от ЕврАзЭС, обрекая это объединение на "медленную смерть", ради активизации сотрудничества в рамках "четверки". Как вы прокомментируете эту информацию?
- Любое суждение имеет право на жизнь. На самом деле всякий экономический блок обречен на "медленную смерть", если он не работает. В рамках ЕврАзЭС работа идет полным ходом. Пока все наши планы удается реализовывать. Например, страны Сообщества усилили свою координацию по вступлению в ВТО. Как и заявлялось, бизнес вовлекается в реальный сектор экономики, причем достаточно активно. И прошедший в феврале в Москве Экономический форум ЕврАзЭС наглядно подтвердил это. Успешно проходит поиск механизмов отказа от антидемпинговых процедур, правда, эта задача еще до конца не решена, но страны Сообщества очень сильно продвинулись на этом пути.
- Как, на ваш взгляд, отразятся на экономической ситуации в СНГ в целом и на сотрудничестве стран - членов ЕврАзЭС связанные с войной в Ираке потрясения на мировых рынках?
- Судя по комментариям специалистов, прежде всего последствия военной операции в Ираке отразятся на нефтедобывающих странах. Пострадают ли экономики России, Казахстана и Азербайджана, мне сейчас трудно сказать, однако этим странам нужно предвидеть возможные негативные процессы и принимать смягчающие меры для их предотвращения. Однако уже сейчас очевидно, что страны, экономика которых завязана на гидроэнергоресурсах - Киргизия, Таджикистан, - в меньшей степени зависимы от последствий этой войны. Но окончательные выводы и долгосрочные прогнозы делать еще очень рано.