Так горят миллионы долларов. Cотрудники Агентства по контролю за наркотиками сжигают задержанные наркотические средства.
Фото ИТАР-ТАСС
- Рустам Урманович, Таджикистан входит в пятерку стран мира, силовые органы которых задерживают наибольшее количество героина. Рекордный за последнее десятилетие урожай опийного мака из Афганистана должен быть переправлен в европейские страны. Как вы намерены противостоять такой наркоэкспансии?
- Действительно, за последние годы ситуация с незаконным оборотом наркотиков в регионе резко обострилась. Особенно в нынешнем году. Из Афганистана на территорию Таджикистана и в другие государства идет большой поток наркотических средств. Если в 1991 году правоохранительными органами было задержано лишь 11 килограммов наркотиков, то в 2002 году уже около девяти тонн. И если раньше изымаемые наркотики в основном относились к канабисному классу, то сейчас около 70% составляет героин. Все наркотики - афганского производства, на этот счет у нас имеются вещественные доказательства. А что касается нашей страны, то пока в Таджикистане тяжелые наркотики не производятся. Для республики это дорогое удовольствие, дешевле приобрести в Афганистане. Поэтому вряд ли у нас когда-либо появятся лаборатории по производству героина. В республике имеются значительные посевы дикорастущей конопли и относительно небольшие посевы опийного мака.
Таджикистан уже не один год противостоит наркоэкспансии из Афганистана. У нас было создано Агентство по контролю за наркотиками. Основным направлением его деятельности является борьба с организованными преступными группировками, занимающимися контрабандой наркотиков, а также контроль за оборотом наркотических веществ, используемых для нужд здравоохранения республики. В этом большую помощь нам оказывают ООН и ряд западных стран. Уже с 1996 года Таджикистан входит в группу стран, которые ведут борьбу с наркотиками не только у себя в стране, но и в международном масштабе. Сегодня Таджикистан является участником 13 международных проектов. Один из них, "Ошский узел" включает в себя перекрытие каналов на хорогском направлении. Наркотики проходили через Мургаб в Ошскую область Киргизии и Андижанскую область Узбекистана.
Другой проект - картирование, когда выявляются посевы опийного мака с использованием средств космической связи.
- Принято считать, что основной производитель наркотиков - это талибы. Сегодня "Талибан" разгромлен, а ситуация, напротив, усугубилась. В чем же, по-вашему, причина?
- Действительно, сегодня талибов в Афганистане нет. Однако политическая и экономическая ситуация в стране остается достаточно сложной. После проведения антитеррористической операции позитивных тенденций пока не наблюдается. Усилия Запада, направленные на снижение посевов опия-сырца, не дали положительных результатов. Впрочем, 2002-й не уступает 1999 году, когда в Афганистане было заготовлено около 4100 тысяч тонн опия-сырца. В прошлом году Афганистан произвел 75% мирового запаса опия. При этом на территории Афганистана вести борьбу с выращиванием и производством зелья практически невозможно.
Например, недавно была информация о ликвидации двух опийных базаров под Кандагаром и Джелалабадом. Сожгли несколько сотен килограммов опия-сырца. Летом представители международных организаций попытались выкупить у крестьян заготовленный опий или заплатить им за уничтожение посевов опийного мака. Однако они встретили жесткое сопротивление со стороны крестьян. Дело доходило до боестолкновений, были заминированы подступы к полям. Международные представители предлагали за гектар уничтоженной плантации мака 400 долларов, затем цена возросла до 1200 долларов. Афганские дехкане вначале соглашались, но беда в том, что с одного гектара посевов опийного мака афганский крестьянин имеет доход до 12 тысяч долларов.
Вопрос борьбы с наркотиками в Афганистане тесно связан с решением ряда экономических и политических проблем. В первую очередь необходима политическая стабильность. Нужна хорошая сильная центральная власть, которая бы имела влияние на всю территорию Афганистана.
- Сотрудничаете ли вы с афганскими властями?
- Уже с прошлого года мы ведем переговоры с официальным Кабулом. В Душанбе для переговоров приезжал руководитель афганской госкомиссии по наркотикам. Был подписан протокол о намерениях. А в конце прошлого года приезжал командующий пограничными войсками Афганистана и командующий армией, дислоцированной на севере страны. Мы бы хотели наладить хорошее взаимодействие, однако сегодня сохраняются определенные трудности: наши призывы не нашли должного понимания. Но мы не огорчаемся, мы дальше идем. И если будет финансовая возможность, мы хотели бы иметь своего представителя в Кабуле или Кундузе для более тесного сотрудничества с афганскими коллегами.
- Сегодня на территории Центральной Азии действуют транснациональные наркогруппировки. Есть ли у вас силы и средства для борьбы с ними?
- Наше агентство ведет разработку около десяти таких группировок, имеющих региональные связи. Зачастую корни их находятся в Афганистане. Есть представители и в нашей республике, и далее по маршруту транзита наркотиков. Была попытка вывоза в один из российских городов крупной партии - 69,3 килограмма героина. Арестовано четверо исполнителей, но нам известно, от кого этот наркотик пошел и кому он предназначался.
Другая операция завершена на днях на севере страны. Это одна из самых крупных партий задержанного героина - 345 килограммов. Подробности операции пока раскрыть не могу, поскольку она еще "в работе". Мы ее отрабатываем с коллегами из Узбекистана и России.
- Создается такое впечатление, что все афганские наркотики идут через Таджикистан.
- Никак нет! И через Туркмению и Узбекистан, Иран и Пакистан, Азербайджан. Дело в том, что мы открыто говорим о нашей проблеме и пытаемся решать ее сообща. Мы считаем, что международное сообщество должно оказывать помощь не только Афганистану, но и всем граничащим с ним странам.
Таджикистану оказывает поддержку ООН, в частности Управление по борьбе с наркотиками. Вторым основным донором в прошлом году была Норвегия. На днях я вернулся из Осло, где мы подводили итоги за прошлый год. Норвегия тратит огромные средства на борьбу с наркотиками. Норвежцы говорят: "Мы любое зло пытаемся пресечь далеко от своих границ". В нынешнем году Россия выделила полмиллиона долларов для борьбы с наркотиками.
- Вы могли бы привести факты задержания наркотиков в других странах?
- Возьмем данные за последние три года. На территории Таджикистана было изъято 23 тонны наркотических средств, в том числе 11 тонн героина. Из которых можно было бы сделать 54 миллиона доз наркотика и сделать наркоманами 11 миллионов человек. Для сравнения в Норвегии за последний год изъято 6 килограммов героина, во Франции - 230 килограммов за 6 месяцев, в Германии 366 килограммов - за 10 месяцев, в Англии за этот же период - 1,029 килограмма.
- Не секрет, что в наркобизнесе задействованы и чиновники госструктур. Как вы поступаете в таком случае? Вы пасуете, стараетесь "не заметить" или же привлекаете их наравне с другими нарушителями?
- Кто бы ни был, мы не пасуем. Во-первых, этого требует закон страны. Не важно, из какого ведомства, - перед законом все равны. Преступник всегда проявит себя, какую бы форму он ни носил. Иначе нельзя будет работать.