Состояние экономики США всегда привлекало к себе внимание как специалистов, так и широкой общественности различных стран. Это обусловлено той ролью, которую страна играет в современном мире, тем влиянием, которое американская экономика оказывает на все мировое хозяйство и международные экономические отношения.
Главным достижением американской экономики в начале ХХI века, пожалуй, можно назвать создание чрезвычайно мощного потенциала, позволяющего ей справляться с текущими трудностями. В 2001 г. ВВП США превысил 10 трлн. долл., что существенно выше, чем в любой другой стране мира. Этот экономический потенциал зиждется прежде всего на пионерных достижениях научно-технического прогресса во многих отраслях экономики и фундаментальной науки. Подлинная революция произошла в информационных технологиях, информационная инфраструктура стала абсолютно необходимым элементом всей производственной инфраструктуры страны.
Еще одна важная особенность экономического развития США - роль и масштабы сферы услуг, не имеющие аналогов в развитых странах. Здесь занято более 75% занятых, создается более 75% ВВП, сосредоточена большая часть кадров высшей квалификации (85%).
Отмечая долговременные достижения и сдвиги в американской экономике, нельзя не отметить, что она по-прежнему подвержена влиянию циклического развития, мировых финансовых, экономических и энергетических кризисов. Подтверждение тому - очередной циклический кризис 2001 г. и последующая стагнация экономики. Хотя этот кризис и не был глубоким - падение ВВП имело место лишь в III квартале 2001 г. (на 1,3%), последствия его продолжают сказываться на экономическом развитии страны. После существенного снижения в 2001 г. (почти на 10%) динамика прямых частных инвестиций оставалась неустойчивой и в 2002 г. (например, в III квартале - снижение на 0,8%, в IV квартале - рост на 1,5%), в состоянии сначала заметного падения (2001 г.), а затем стагнации (в 2002 г.) находилось промышленное производство (например, в III квартале 2002 г. оно выросло на 0,1%, а в IV - сократилось на 0,2%). Продолжают падать корпоративные прибыли - на 3,4% только во 2-м полугодии минувшего года. Уровень безработицы повысился до 6% экономически активного населения.
Экономический кризис был усугублен последствиями террористических актов 11 сентября 2001 г., приведших только к непосредственным потерям ВВП в данном году в размере 40 млрд. долл. Падение индекса Доу-Джонса после событий 11 сентября было третьим по величине со времен Первой мировой войны - более чем на 14%. Колоссально пострадала экономика Нью-Йорка - ее потери, по оценкам, превысили 100 млрд. долл.
Однако ни теракты, ни циклический кризис не нанесли какого-либо катастрофического ущерба экономике США. Она проявляет заметную устойчивость к данным негативным влиянием, что, несмотря на продолжающуюся стагнацию в ряде отраслей, уже проявилось в улучшении многих макроэкономических показателей.
Умеренно оптимистическими является и большинство прогнозов на ближайшее будущее. По прогнозу, например, президента Национальной ассоциации бизнеса Т.О'Нила, основывающейся на оценках 37 ведущих экономистов, рост ВВП в 2003 г. составит не менее 3,3%, причем его заметное ускорение начнется со второго квартала текущего года.
Близкие к этому оценки предполагаемого роста делаются и экспертами администрации Дж. Буша, и председателем Федеральной резервной системы (ФРС) США А.Гринспеном - до 3-3,5% в 2003 г. и 4-4,5% в 2004 г. Данный рост связывают с подъемом потребительского спроса населения, ростом продаж жилья и автомобилей, увеличением капиталовложений в оборудование, определенным улучшением ситуации на фондовом рынке, а также активной государственной экономической политикой.
Правда, многие эксперты отмечают значительный элемент неопределенности, связанный со сроками ожидаемой войны с Ираком, с масштабами государственных расходов на военную операцию (оценки разнятся от 50 до 200 млрд. долл.) и неопределенностью динамики цен на нефть. В то же время все они неизменно подчеркивают, что данные расходы не окажут серьезного влияния на характер экономического развития (и высказываемых прогнозов).
Экономический доклад президента Дж. Буша и проект федерального бюджета на 2004 финансовый год свидетельствуют о сохранении основных приоритетов экономической политики, определенных еще в предвыборной программе республиканцев: прежде всего это масштабное сокращение налогов и активная денежно-кредитная политика ФРС. Так, в дополнение к принятому конгрессом в 2001 г. закону о снижении налогов на 1,35 трлн. долл. в течение 10 лет в недавнем ежегодном послании конгрессу Дж. Буш изложил новый план стимулирования экономического роста, на который ассигнуется 674 млрд. долл. Предусматривается отмена налогов на доходы индивидуальных держателей ценных бумаг, дальнейшее сокращение ставок подоходного налога и некоторое увеличение пособий по безработице. Этот план должен привести к среднему снижению ежегодной суммы выплачиваемых налогов 92 млн. налогоплательщиков более чем на 1 тыс. долл.
Очевидно, что эти меры наряду с заметным ростом ассигнований на военные цели (до 380 млрд. долл. в 2003 и 2004 гг. ежегодно) не могли не повлиять на баланс федерального бюджета. После четырех лет бездефицитного бюджета уже в 2002 г. его дефицит составил 158 млрд. долл. (1,5% ВВП). В дальнейшем, согласно проекту федерального бюджета, он еще более увеличится - до 304 млрд. долл. в 2003 г., 307 млрд. - в 2004 г. Таким образом, администрация Буша взяла на вооружение хорошо известные кейнсианские рецепты дефицитного финансирования экономики.
На стимулирование экономики были направлены и действия ФРС по снижению учетной ставки - с 2001 г. она снижалась 12 раз до самого низкого уровня за 40 лет - до 1,25%. Эффект этих снижений носил, правда, ограниченный характер, особенно на фоне последствий террористических актов и целого ряда корпоративных скандалов, отрицательно повлиявших на экономическую конъюнктуру в стране.
В целом же государственная экономическая политика Дж. Буша носит весьма прагматический характер - формально оставаясь приверженной консервативным подходам, она демонстрирует активное использование кейнсианских методов краткосрочного регулирования и курс на долговременную поддержку государством национальной экономики и научно-технического прогресса.