0
2007
Газета Дипкурьер Интернет-версия

03.03.2003 00:00:00

Как создается "титульная интеллигенция"

Тэги: узбекистан, каримов, реформа, образование


В постсоветском Узбекистане происходит реформа системы образования, которая должна в результате стать лучшей в Центральной Азии. Еще в середине 90-х президент Ислам Каримов сказал, что следует обратить пристальное внимание на воспитание подрастающего поколения. Тогда-то и стартовала реформа образовательной системы, поначалу вызывавшая немало скептических комментариев. Но сегодня многие международные эксперты склонны считать, что "узбекский эксперимент" в целом удался.

Основой успеха стала последовательная реализация многоэтапной "Национальной программы по подготовке кадров". Огромное внимание, которое уделяет Ташкент этой программе, нельзя назвать капризом президента Каримова. После распада Союза в ряде бывших союзных республиках, в том числе в Узбекистане, начались волнения на национальной почве. Граждане нетитульной национальности стали покидать насиженные места. С другой стороны, в результате сильнейшего социально-экономического кризиса большинство промышленных отраслей переживало полный коллапс, и десятки тысяч специалистов остались без работы, что тоже стало причиной вынужденной эмиграции.

В то время Каримов и провозгласил идею "возрождения нации". Каждое государство, каждая нация сильны не столько своими природными богатствами, военной мощью и производственным потенциалом, сколько высокой культурой и духовностью, заявил президент. Он напомнил высказывание царского генерал-губернатора Туркестана Михаила Скобелева: "Чтобы уничтожить нацию, не обязательно ее истреблять, достаточно лишить ее культуры, искусства и родного языка, и она будет обречена на самоуничтожение".

"Самоуничтожаться", конечно, никто не хотел. Поэтому начали именно с образования, понимая, что в этой сфере лежит корень всех будущих достижений или провалов. Начатая в сложный для страны период реформа образования предполагает создание системы непрерывного обучения, когда дети начинают уже с детского сада готовиться к поступлению в профильный вуз. Идеологией новой узбекской образовательной системы стал древний гуманистический принцип "время для обучения - от колыбели до могилы", в современной интерпретации - "обучение на протяжении всей жизни".

Понятно, что столь масштабный замысел и средств требует соответствующих. Расходы на образование постоянно растут: если в госбюджете 2001 г. они составили 36%, то в прошлом - уже 38%. Кроме того, проект узбекских властей получил одобрение Азиатского банка развития, который выделил на реализацию этой цели 70 млн. долл., причем на льготных условиях. Заинтересовался происходящими переменами и Американский совет по международному образованию (ACCELS), который также протянул руку помощи, предложив ряд проектов для подготовки бакалавров, магистров и молодых ученых Узбекистана. Стоимость каждого такого проекта составляет 35 тыс. долл. в год. Одним из условий обучения по программам ACCELS является то, что после получения образования молодые специалисты должны непременно проработать в соответствующей сфере не менее двух лет у себя на родине. Помогают Узбекистану японцы, корейцы, и даже Москва выделила 60 тыс. учебников для общеобразовательных школ. Тут уместно сказать, что из Узбекистана выехало меньше русскоязычного населения, чем из других центральноазиатских республик. И сегодня здесь более 300 тыс. детей продолжают обучаться в русских школах.

Помощь стараются получить откуда только возможно - цель-то благая. И вот уже министр образования Саидахром Гулямов обратился за поддержкой к министру человеческих ресурсов Индии Мурли Манохаром Джоши. Поскольку Узбекистан вводит систему дистанционного обучения и очень нуждается в оборудовании, узбекская сторона рассчитывает, что Индия предоставит компьютеры.

Основная доля внешних и внутренних инвестиций, направляемых в сферу образования, идет на развитие среднего и специального профессионального образования, в частности на строительство профессиональных колледжей и академических лицеев. По словам первого замминистра высшего и среднего специального образования Рустама Касимова, к 2010 г. планируется ввести в строй 1689 колледжей и 178 лицеев. К настоящему времени уже функционируют 47 академических лицеев и 362 колледжа.

Для нового образования нужны новые учебники - от прежних советских страна решительно отказалась. Президент Каримов по этому поводу заявил: "Пока не избавимся от старой идеологии, будем продолжать пользоваться учебниками, написанными в эпоху тоталитаризма, мы не научим наших детей мыслить по-новому". Новые учебники напечатаны латиницей.

Кроме того, многие зарубежные учебники переводятся на узбекский язык. А в большинстве академических лицеев и вузов студенты пользуются оригинальными учебниками Оксфорда, Гарварда и других мировых университетов. Знанию иностранных языков уделяется большое внимание: некоторые предметы в университетах преподаются только на английском, правда, с предварительной раздачей текстов лекций на узбекском и русском языках.

Новая система образования потребовала перестройки и от учителей, большинству которых пришлось пройти курсы повышения квалификации. Ежегодно за рубежом проходят обучение около 50-100 учителей, которые затем проводят курсы уже в республике. К тому же за десять лет педагогические вузы страны смогли подготовить новые кадры для системы.

Сегодня в Узбекистане существует общее среднее 9-летнее образование. По окончании его следует очередная ступень, также обязательная - получение среднего специального образования. Направление - академический лицей или профессиональный колледж - выбирается учащимся добровольно, в соответствии со способностями и склонностями каждого.

При этом в академических лицеях, своего рода "питомниках" при университетах, дети имеют возможность более углубленно изучать те дисциплины, которые соответствуют избранной ими специальности в гуманитарной, политехнической, аграрной, экономической, теологической и иных сферах. Впрочем, поступить в вуз можно и после окончания колледжа. В вузах система обучения такая же, как и во всем мире: бакалавриат и магистратура. Прием студентов осуществляется на базе государственных грантов и на платно-контрактной основе.

Ежегодно школы Узбекистана заканчивают 500 тыс. подростков, причем десятая их часть стремится стать студентами. Здесь существует так называемый единый экзамен, о котором, кстати, только ведутся споры в России. Первого августа по всей стране в определенное время абитуриенты всех вузов проходят письменный тест, состоящий из множества вопросов по разным дисциплинам, профильным для соответствующего вуза. Вопросы разрабатываются Государственным центром тестирования при Кабинете министров. Центр этот существует уже с 1994 г. В течение определенного времени, пока составляются вопросы, члены комиссии по понятной причине наглухо изолируются от окружающего мира. Тесты пронумерованы, фамилии абитуриентов нигде не указываются. Кроме того, в одной аудитории не бывает двух одинаковых вариантов тестов. Таким образом, исключается система поступления "по блату". Во всяком случае, так утверждают в министерстве.

Но корреспонденту "НГ" стало любопытно, как в стране, где коррупция еще с советских времен стала притчей во языцех, искоренили систему взяток при поступлении в вуз. Выяснилось, что заинтересованные лица "выкупают" сразу все варианты тестов. Но даже в этом случае абитуриенту все же приходится заучивать все возможные варианты ответов...

Любопытная деталь - в Узбекистане существует должность школьного психолога. Здесь полагают, что это не роскошь, а необходимый элемент системы. Дело в том, что именно психолог помогает детям и их родителям в нелегком выборе будущей профессии. Основная масса детей из сельских районов, согласно статистике, не стремится получить "городские" профессии. Они в большинстве своем хотят остаться дома. Конечно, здесь еще играет роль и национальная черта характера - узбеки не любят покидать родные места. В этой связи школьные психологи, учитывая менталитет населения, рекомендуют "найти себя" в той отрасли, которая развита в данном регионе. Правда, не всем - к детям, демонстрирующим незаурядные способности и таланты, подход особый.

Большую поддержку юным дарованиям оказывает фонд президента "Умид" ("Надежда"). Он предоставляет гранты для получения образования. Еще один фонд - "Устоз" ("Наставник") участвует в программе повышения квалификации кадров. Высшее образование существует в двух формах - на основе государственных грантов (40%) и платно-контрактной (60%).

Все это служит реализации одной сверхзадачи - созданию национальной технической и гуманитарной интеллигенции, психологически никак не связанной с наследием "колониального прошлого". В Ташкенте отлично понимают, что без этого независимость еще долго останется пустым звуком.

Ташкент-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1028
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1195
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
730
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
845

Другие новости