По решению Совета национальной безопасности Грузии в граничащем с Чечней Панкисском ущелье начинается вторая фаза антикриминальной и антитеррористической операции.
В Тбилиси признают: обстановка в ущелье, в ходе первой осенней фазы операции вроде бы уже очищенном от чеченских боевиков, может вновь обостриться. По словам президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, во-первых, там осталось определенное число "бывших боевиков или террористов, которые могли замаскироваться под беженцев". Во-вторых, не исключено, что с началом таяния в горах снега в этот приграничный район из России попытаются опять перебраться некие "деструктивные элементы". В Тбилиси не исключают, что это может быть отряд чеченского полевого командира Руслана Гелаева численностью около 50 человек. Или наоборот - затаившиеся в ущелье боевики попытаются пробиться в Чечню. Так или иначе, власти Грузии намерены эти попытки пресечь. В конце февраля в регион уже началась переброска дополнительных подразделений внутренних войск МВД. Там же, в приграничье, из местного населения сформирован специальный батальон резервистов Минобороны Грузии, который будет блокировать подходы к границе и все горные тропы. В общем, по примеру сопредельной российской стороны в Грузии решили создавать некую глубоко эшелонированную систему блокирования границы.
Секретарь Совета национальной безопасности Тедо Джапаридзе, комментируя предпринимаемые руководством страны превентивные меры, особо подчеркнул, что нынешняя спецоперация в Панкиси, так же как и прошлогодняя, полностью осуществляется силами МВД, МГБ и Министерства обороны Грузии и участия в ней других стран не предусмотрено.
В соответствии с утвержденным на заседании СНБ Грузии планом, в ущелье будут организованы новые блокпосты, в том числе и на северных окраинах Панкисского ущелья - в непосредственной близости от чеченского участка грузино-российской границы. В Тбилиси уверены, что основная опасность проникновения на территорию страны "нежелательных гостей" исходит с севера - из России. Оттуда же, по словам главы МГБ Грузии Валерия Хабурдзании, все эти годы шла подпитка находившихся в Панкиси боевиков оружием и боеприпасами. Выступая на февральском расширенном заседании правительства, министр госбезопасности отметил, что силовые структуры Грузии в свое время предотвратили нелегальные поставки в Панкиси вооружений, в том числе переносных зенитно-ракетных комплексов типа "Игла" и систем "Шмель", имеющихся только в Российской армии, и следы эти, по словам Хабурдзании, вели в Абхазию и Южную Осетию, где дислоцируются российские военные.
В ходе начавшейся спецоперации власти Грузии рассчитывают "разобраться" и с укрывающимися в Панкиси местными грузинскими преступниками - убийцами, похитителями людей, торговцами наркотиков.
Панкисская проблема - не единственная головная боль грузинского руководства: здесь серьезно озабочены общей криминогенной ситуацией. На том же расширенном заседании правительства (такие собрания в Тбилиси проходят раз в полгода) министр юстиции Грузии Роланд Гилигашвили с тревогой отмечал, что в стране сформировались мощные преступные кланы, что "воровская терминология внедряется в сознание молодежи, набирает силу процесс фетишизации традиций преступного мира".
Криминальная ситуация в Грузии действительно непростая. По данным МВД Грузии, в прошлом году в стране совершено более 16 тыс. преступлений, причем число убийств, грабежей и разбоев существенно выросло. Хотя в последнее время в Грузии к длительным срокам лишения свободы приговорены 17 человек, причастных к похищениям людей, эта проблема в республике не теряет своей остроты. Более того, из 29 фактов киднепинга раскрыта лишь половина. По-прежнему неизвестна судьба похищенного еще в мае 2001 г. брата известного грузинского футболиста Кахи Каладзе - тбилисского студента Левана Каладзе, монаха Василия Мачитадзе, других заложников. Остаются нераскрытыми громкие убийства сотрудника греческого посольства, итальянского журналиста, эксперта представительства Евросоюза в Грузии, факты исчезновения граждан США и Германии. Не установлены организаторы и исполнители убийства известного грузинского футболиста Кахи Асатиани. В Генпрокуратуре Грузии не исключают, что многих из пропавших в Тбилиси людей похитители прячут где-то в верховьях Панкисского ущелья, там же могли укрыться и исполнители заказных убийств.
Так что на вторую фазу панкисской спецоперации в Тбилиси возлагают большие надежды и в этом плане. Причем аналогичные мероприятия планируются и в других регионах Грузии, в частности, в районах, примыкающих к не контролируемым центральными властями Абхазии и Южной Осетии.