С каждым месяцем в мировых СМИ усиливаются толки о грядущих изменениях в финской и шведской политике безопасности. Однако, согласно последним опросам общественного мнения, абсолютное большинство шведского и финского населения высказываются против вступления в какой-либо военно-политический альянс. Большинство политических партий также выступает против смены курса. И президент Финляндии Тарья Халонен в своем новогоднем обращении к народу, в частности, заявила: "В демократическом государстве основным условием доверия к политике безопасности является ее поддержка народом".
Сегодня эта поддержка есть, и ее надо сохранить в будущем. Выступая в финском городе Ювяскюля 8 ноября 2002 года, премьер-министр Швеции Йоран Перссон заявил следующее: "Мы сами выбираем наш путь, и тем не менее сегодня наше сотрудничество по вопросам внешней политики тесно как никогда".
Противники вступления Швеции и Финляндии в НАТО выдвигают как старые, так и новые аргументы. Благодаря политике неприсоединения мы защитили наши территории, нашу независимость и способствовали установлению стабильности на севере Европы. Неприсоединение уже сослужило хорошую службу, сослужит и далее.
Недавно на пражском саммите НАТО было принято решение о приеме в альянс ряда новых членов, включая страны Балтии. Наверное, после длительной советской оккупации они нуждаются в усилении безопасности. Но совсем другое дело - Финляндия и Швеция, у них нет причины следовать примеру стран Балтии.
Встать под ядерный зонтик НАТО - значит дестабилизировать наше международное положение. Это ослабило бы нашу самостоятельность в политике, дипломатии и вопросах разоружения. Ограничило бы свободу действий в определении состава и количества вооруженных сил.
Сторонники НАТО утверждают, что вступление в альянс позволит нам влиять на его деятельность и лучше понять механизм его работы. Эти доводы не выдерживают критики, за исключением определенного понимания, которое нам, собственно, и необязательно. В НАТО господствуют Соединенные Штаты. Американцы не только не позволят влиять на их позицию, но, напротив, могут втянуть нас в новые международные проблемы.
Во время войны в Афганистане США отклонили предложения помощи от других членов НАТО, чтобы не делить с ними руководство военными операциями. Возможные боевые действия в Ираке будут вестись американскими и британскими войсками. Интересы США сместились от Европы в сторону Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии. Расхождения между Европой и США усиливаются. Американцы стремятся к мировому господству и готовы действовать в одиночку как в политическом, так и в военном плане.
В свою очередь, Финляндия и Швеция стремятся к укреплению европейской и глобальной безопасности путем расширения международного сотрудничества. Мы сотрудничаем с НАТО в рамках Европейского союза. Нам надо активно бороться с терроризмом при условии сохранения правовой безопасности и соблюдения прав человека. В этом смысле большой интерес представляют предложения министров иностранных дел Швеции и Финляндии Анны Линд и Эркки Туомиойа подписать пакт о борьбе с терроризмом.
Вместо того чтобы пристраиваться к американскому мировому порядку, гораздо правильнее развивать глобальное управление под эгидой укрепленной ООН и общую систему безопасности, отвечающую требованиям нового времени, которые были в свое время изложены в докладе Улофа Пальме.
Стокгольм-Хельсинки