В Молдавии в последнее время наблюдается настоящий бум в освоении местного рынка российскими компаниями. Причем процесс теперь идет на качественно ином уровне: россияне не просто торгуют с молдаванами, но приобретают в республике предприятия, инвестируют производство. Только за прошлый год российский бизнес приватизировал, в частности, такие крупные предприятия, как "Топаз" и "Молдкартон", комбинат шампанских вин "Висмос", коньячный завод "Калараш".
Наблюдаемый прогресс в деле освоения молдавского рынка российским бизнесом обусловлен совпадением множества различных внешних и внутренних факторов. Так, с приходом к власти партии коммунистов, получившей конституционное парламентское большинство и сформировавшей собственное правительство, в Молдавии прекратились конфликты между ветвями власти. При этом заявленные Кишиневом планы евроинтеграции выглядят привлекательными для инвесторов с учетом того, что вскоре Молдавия станет приграничным с Евросоюзом государством.
Что ожидает российский бизнес в Молдавии в будущем? С таким вопросом "НГ" обратилась к ряду экспертов, которые пояснили причины и перспективы активного развития российско-молдавского делового сотрудничества.
Сергей Минаев, генеральный директор российского АО "Специальная информационная служба" (СИмС недавно создала с молдавскими партнерами совместное предприятие в сфере информационной безопасности, в задачу которого входит в том числе информирование потенциальных инвесторов о ситуации на молдавском рынке)
Приток российского капитала обусловлен тем, что в самой России, оправившейся от финансового кризиса 1998 года, появились свободные инвестиционные ресурсы. И какая-то их часть, естественно, была направлена в Молдавию, с которой у Российской Федерации существуют давние исторические связи. Тем более что и нынешнее молдавское руководство позитивно относится к приходу российского бизнеса.
Думаю, что в будущем демократически избранная власть в Молдавии сохранит и поддержит выгодный для собственного населения бизнес. Поэтому я считаю, что не существует опасности пересмотра контрактов, заключаемых сегодня с россиянами, после смены власти в Кишиневе. Главное, что инвестор пришел. Соглашения с ним заключены. Сомневаться в их законности нет оснований. А что касается разного рода политических подозрений, то могу сказать, что российский капитал не достиг такой концентрации в Молдавии, чтобы говорить о политическом влиянии.
Замминистра экономики и реформ Молдавии Мариан Лупу
"Страшилки" оппозиции об угрозе российского неоколониализма по меньшей мере примитивны. Присутствие бизнеса одной страны на территории другой неизбежно подразумевает и определенное политическое воздействие. Но главная его цель заключается в обеспечении дружественных конструктивных и стабильных отношений, способствующих продвижению практических связей между государствами.
Активизация российско-молдавского сотрудничества объясняется не субъективными, а объективными факторами. Двусторонние торгово-экономические связи и прежде развивались достаточно ровно - без конфликтов и "войн", осложнявших отношения, например, Москвы и Киева. А сегодня их развитию способствует и установившаяся здесь макроэкономическая и политическая стабильность. В подобных условиях логична заинтересованность россиян в создании "долгоиграющих цепочек", связывающих производство молдавской продукции с традиционными российскими рынками сбыта.
Конечно, это приводит к нормальному усилению конкуренции. Деловое соперничество на уровне отдельных фирм естественно для рыночных условий. Но на макроуровне конкуренция не ощущается, потому что сегодня лишь одна страна - Россия - желает и способна осуществить массированное инвестирование в молдавскую экономику. Но экономическая ситуация в Молдавии и далее будет определяться не инвесторами и даже не политической ориентацией местных руководителей, а исключительно способностью власти сохранить в стране стабильность и единые правила бизнес-игры.
Александр Муравский, бывший вице-премьер в правительстве "младореформаторов"
К сожалению, приватизация не была достаточно прозрачной, и зачастую объявленные конкурсы сводились к прямым переговорам правительства с единственным претендентом, который в результате становился безальтернативным победителем... В последнее время на продажу выставлялись объекты тех отраслей, которыми традиционно интересуется российский бизнес. И этим обусловлено массовое участие россиян в приватизационном процессе. Поэтому не совсем верно говорить о "буме" или "прорыве" российского бизнеса в Молдавии. Но в любом случае экономическая активность какой-либо страны предполагает использование и политических рычагов. Это правило, разумеется, справедливо не только в отношении России. Так, например, Международный валютный фонд ужесточил свою позицию в переговорах с молдавским правительством после недавних нападок Кишинева на испанскую компанию "Union Fenosa", приватизировавшую здесь часть электросетей. А Германия в ответ на пересмотр Кишиневом прежних договоренностей с немецкой авиакомпанией запретила посадку молдавских самолетов во Франкфурте (конечном пункте одного из наиболее прибыльных маршрутов). Известно, что капитал не имеет национальности. Поэтому, как мне кажется, нельзя говорить, что нынешняя экономическая активность россиян противоречит заявленной национальным руководством задаче на европейскую интеграцию. Эти процессы взаимосвязаны.
Кишинев