- Виктор Владимирович, практически во всех странах СНГ, включая Россию, существует мода бесконечно реформировать свои армии и создавать новые военные концепции. Молдавия в этом смысле не исключение?
- Меня не удивляют эти тенденции. Мир изменился и продолжает меняться. Молдавия стала независимым государством и следует курсом нейтралитета. В новых условиях ей необходима принципиально новая концепция военного строительства. Она и была создана, а недавно ее утвердили законодательно.
- И что есть молдавская армия в условиях нейтралитета?
- Нейтралитет подразумевает, что государство обязуется обеспечить свою военную безопасность самостоятельно. Поэтому нам нужна армия, которая в состоянии гарантировать спокойствие страны. Это, если хотите, стабилизирующий фактор и уровень престижа на международной арене. Позиция нейтралитета, закрепленная в Конституции республики, не позволяет ей входить в военные блоки и организации. Но это отнюдь не означает самоизоляции. Мы вправе заключать двусторонние соглашения о сотрудничестве, в том числе в военной области. К слову сказать, соответствующие договоренности уже подписаны почти с 30 странами.
Что касается военно-политической ситуации вокруг Молдавии, то она обусловлена отсутствием территориальных претензий к другим государствам и соседством с такими странами, как Украина и Румыния, которые мы не рассматриваем в качестве противника. Однако хочу подчеркнуть, что количественный уровень вооруженных сил, которым обладает Молдавия, достаточен для выполнения задач по сохранению суверенитета и безопасности.
- Экономические неурядицы Молдавии общеизвестны. Как они отражаются на армии?
- Бюджет Минобороны на 2003 год составляет 109 миллионов леев, или 0,4% ВВП. Это очень скромная сумма, но, видимо, больше государство позволить себе пока не может. Правда, сейчас наблюдается рост ВПП. Если процесс пойдет по нарастающей, то улучшится и финансирование вооруженных сил. Кстати сказать, даже сегодня, в тяжелое для экономики страны время, наши солдаты получают все необходимые продукты питания. А денежное довольствие военнослужащие бесперебойно получают с апреля позапрошлого года.
Тем не менее армия сокращается. За последнее время - на 1300 человек. Это существенное сокращение во всех смыслах - как в военном, так и в политическом. На сегодняшний день у нас 7200 военнослужащих.
- В чем смысл подобного реформирования для политической составляющей?
- Оно вписывается в план урегулирования приднестровского конфликта. Сокращением численности и инициативой по созданию единой армии молдавская сторона еще раз продемонстрировала решимость урегулировать приднестровскую проблему мирными путями.
- Насколько социально защищенным ощущает себя молдавский офицер в условиях упомянутых вами процессов, идущих в армии?
- В последнее время денежное довольствие военнослужащим было повышено. Конечно, ситуация, когда командир роты или батальона, днюя и ночуя на службе, получал 600-700 леев, никуда не годится. И сегодня наш офицер получает в среднем 1300 леев, что в пересчете составляет примерно 100 долларов США. Тоже, разумеется, не ахти какая сумма, но отток молодых офицеров из войск уменьшился.
Конечно, самой большой проблемой, как и в других армиях стран СНГ, является обеспечение жильем. У нас сегодня не имеют квартир более 550 военнослужащих, это большая цифра для молдавской армии. Чтобы решить эту проблему, мы помимо прочего будем использовать и российский опыт строительства жилья для военнослужащих. За десять лет мы намерены полностью покончить с "бесквартирьем".
- Республику, как известно, кредитуют и международные спонсоры. Какая доля этих средств идет на армию?
- Минобороны рассчитывает прежде всего на бюджетные средства. Но полагаю, что участие Молдавии в различных международных программах в военной области позволяет нам рассчитывать и на привлечение внебюджетных средств.
Кроме того, уже сегодня на основе двусторонних соглашений наши офицеры обучаются в России, Германии, Франции, Греции, на Украине и в США. География государств, в которых будут обучаться наши представители, расширяется. В ближайшем будущем завершают подготовку подразделения, предназначенные для участия в международных операциях по поддержанию мира в соответствии с нашими обязательствами в рамках программы "Партнерство во имя мира".
- Минобороны Молдавии проявляет заметную активность в международном плане...
- В вопросах военного сотрудничества мы основываемся на установлении и развитии взаимовыгодных связей на двусторонней основе. Наиболее активно этот процесс развивается с Российской Федерацией, Румынией, Украиной и США.
Если говорить о программе "Партнерство во имя мира", то мы рассматриваем участие в ней не только как возможность приобщиться наряду с другими государствами к созданию единой системы безопасности, но и как способ приобрести опыт и обучить наших военнослужащих организации и проведению миротворческих операций в составе многонациональных контингентов. Кстати, накопленный опыт мы широко используем при выполнении миротворческой миссии в зоне безопасности в восточных районах республики, где несут службу контингенты Республики Молдова, России и Приднестровского региона.
- Военное сотрудничество с Россией вы выделяете в качестве приоритетного?
- У нас наладилось тесное сотрудничество с вооруженными силами России. Об этом свидетельствуют не только встречи министров обороны или групп экспертов, но и совместные учения, которые в прошлом году стали четвертыми по счету. Сотрудничество с россиянами имеет для нас огромное значение еще и потому, что они обладают огромным опытом как в области военного строительства, так и в проведении миротворческих операций.
О подготовке кадров в военно-учебных заведениях РФ я уже сказал выше. Добавлю только, что в 2001-м на учебу в Россию из Молдавии поехал один офицер, сейчас их число значительно больше.
- Вы упомянули о возможности образования в перспективе единой армии Молдавии и Приднестровья. Насколько это реально?
- У нас есть конкретные предложения и планы. Объединение же национальной армии Республики Молдова и воинских формирований Приднестровья вполне возможно. Между ними нет больших различий. Да и все мы - выходцы из одной военной школы. Объединение было бы на благо двух берегов Днестра.
Кишинев-Москва