Белорусский президент Лукашенко после "пражского скандала" в ноябре прошлого года, когда его не пустили на саммит НАТО, до сих пор не снял своей угрозы "открыть белорусскую границу", в результате чего на Запад хлынут толпы азиатских нелегалов. Во всяком случае, известно, что различного рода европейские деятели во время встреч с Владимиром Путиным, будь то в Москве или за границей, нет-нет да и спросят его об импульсивном "стратегическом союзнике", с которым Москва строит Союзное государство. Запад всерьез опасается, что Лукашенко способен дестабилизировать европейскую идиллию. Путин, похоже, так не считает. Недавно во время своего визита в Минск он особо подчеркнул роль Белоруссии как важного партнера в противодействии угрозам современного мира. Интеграция двух государств наиболее успешна в области координации деятельности Министерств обороны, внутренних дел, спецслужб, а также пограничных войск. При этом, однако, замалчивается ряд касающихся России пограничных проблем, которые союзная Белоруссия имеет со своими соседями - Украиной, Польшей и Литвой.
Начнем с Украины. Уже семь лет, как Белоруссия тянет с ратификацией межгосударственного Договора о границе, подписанного Александром Лукашенко и Леонидом Кучмой еще в 1995 г. Так, год назад Минск неожиданно заявил, что ратификация может состояться лишь с принятием пакета по решению проблемы украинского долга, составляющего почти 150 млн. долл. Киев, естественно, такой подход с ходу отверг. Хотя отсутствие реально действующего договора между двумя странами очень мешает устремлениям Украины в НАТО и ЕС. Просвета в решении этой проблемы в ближайшей перспективе не видно. Как сказал "НГ" эксперт Национального института стратегических исследований администрации президента Украины Андрей Соболев, "скорее всего ее придется решать другим президентам обеих стран".
Оценивая сложившуюся ситуацию, некоторые эксперты полагают, что Кремлю выгодно удерживать ее в подвешенном состоянии. У России на Украине свои интересы, и всегда можно сыграть на противоречиях между Лукашенко и Кучмой в случае возникновения какой-то особой политической коллизии.
Здесь, кстати, памятен пример Польши. Еще в тот период, когда Варшава только собиралась вступить в НАТО, из Минска пытались этому препятствовать - и тоже "при помощи" Договора о государственной границе. Совместное заявление двух Александров - Квасьневского и Лукашенко - о признании преемственности Договора о границе между бывшими СССР и ПНР в Минске пытались представить недостаточным. Правда, эта проблема (явно надуманная, по мнению Варшавы) не помешала Польше вступить в НАТО. А саму тему о границе якобы удалось перевести в русло консультаций и переговоров по приграничью между пограничными ведомствами обеих стран. По данным "НГ", минские стратеги не отказались полностью от использования темы договора о границе в будущем в качестве какого-либо козыря. Тут, правда, надо оговориться: после прихода в Кремль Путина Москва перестала одобрять подобные трения на пограничной почве между белорусами и поляками. Тем более что у Владимира Путина с польским президентом Квасьневским установились отношения, разительно отличающиеся от тех, которые были у последнего с Борисом Ельциным. И, похоже, подобные перемены в отношениях между Москвой и Варшавой не устраивают амбициозного Лукашенко, не согласного с ролью статиста на политической сцене Европы.
Считается, что из трех западных соседей Белоруссии, которые в скором времени станут полноправными членами ЕС и НАТО, лучше всего налаживаются связи с Литвой. Прежде всего довольно успешно развивается экономическое сотрудничество. Это признают как в Вильнюсе, так и в Минске. Например, существенной базой двусторонних отношений считается вопрос сохранения Игналинской АЭС. Белоруссия очень заинтересована в поставках электроэнергии именно с этого объекта. И недавно избранный новый президент Литвы Роландас Паксас уже обещал этот вопрос скорректировать с ЕС.
Поэтому не секрет, что Минск возлагает большие надежды на то, что благодаря экономической заинтересованности Литвы сможет подключиться к еще одной пограничной проблематике - калининградской. Тем более что российский транзит через Литву идет из Белоруссии. Но, как известно, сегодня Белоруссия по требованию Брюсселя, несмотря на противодействие России, из участников обсуждения темы Калининграда была исключена. И у ЕС был в этом резон: мол, Москва и сама решит все связанные с Белоруссией вопросы.
По мнению директора минского Международного института политических исследований Вячеслава Поздняка, такой подход ЕС ошибочен. Во-первых, Белоруссия непосредственно связана с единой энергосистемой и транспортными коммуникациями региона. А во-вторых, считает эксперт, Евросоюз по-прежнему недооценивает белорусский "субъективный фактор". Видимо, его станут больше учитывать в Брюсселе после достигнутого компромисса о возобновлении работы миссии ОБСЕ в Минске. Не стоит также забывать, что среди миллиона жителей Калининграда 10% составляют этнические белорусы. Не исключено, что фактор Лукашенко использует и Путин в дальнейшей дискуссии о судьбе Калининградской области.
И все же во всем этом спектре белорусских пограничных проблем выделяется одна, которая имеет общий характер, - это отсутствие у Минска со всеми пятью соседями соглашений о возвращении нелегальных иммигрантов. Белоруссия настаивает, чтобы подобные соглашения были заключены со всеми странами одновременно. Но Россия пока не торопится. Кто знает, может быть, Москва откладывает решение этой проблемы на перспективу окончательного строительства так называемого Союзного государства, предполагающего общую государственную границу. И тогда уже не только от Лукашенко будет зависеть, попадут ли толпы азиатских нелегалов на Запад.
Минск