Международные исследовательские центры недавно обнародовали ряд заявлений с протестами против действий азербайджанских властей в отношении неправительственных организаций (НПО). Суть заявлений сводится к тому, что власти Азербайджана взяли под жесткий контроль финансовые потоки, предоставляемые зарубежными спонсорами неправительственным организациям для реализации научно-исследовательских проектов. В штаб-квартире мецената Джорджа Сороса расценили действия азербайджанских властей как "нежелательные ограничения в отношении неправительственных и неприбыльных организаций".
Возмутились зарубежные спонсоры и изменениями, внесенными в азербайджанское законодательство: согласно новым Законам "Об НПО" и "О грантах" национальные неправительственные организации с нового года лишены всех налоговых льгот, обязаны выплачивать страховые взносы в размере 27% от суммы гранта и вносить в Фонд социальной защиты 2% от заработной платы. Кроме того, эти организации отныне обязаны предоставлять в Минюст и Минналогов копии документов, по которым они получают гранты. Официальные власти считают, что эти меры позволят упорядочить внебюджетные финансовые потоки в стране и добиться полной прозрачности деятельности организаций, не подчиняющихся правительству.
В Азербайджане ныне функционируют свыше 1400 НПО, каждая из которых получает гранты. Спонсорские вливания составляют от 10 до 500 тыс. долл. и направляются на организацию деятельности как отдельных ученых, так и групп специалистов, разрабатывающих ту или иную интересующую западных спонсоров научную проблему. Исполнителями подобных проектов обычно являются высококвалифицированные специалисты, ученые, исследователи, которые не могут реализовать свои идеи в академических институтах. По мнению директора НПО "Общество гуманитарных исследований" Аваза Гасанова, получаемые гранты - признание творческой, научной и исследовательской деятельности азербайджанских ученых международными спонсорами и исследовательскими центрами. При этом Аваз Гасанов подчеркивает, что "грантовая" продукция, оставаясь сугубо интеллектуальной, в корне отличается от результата производственной деятельности и ничего общего не имеет с привычным бизнесом. Речь идет, по сути, о творчестве, которое, по мнению исследователей, не должно облагаться налогами и сборами.
Но власти страны думают иначе. Некоторые эксперты полагают, что причина ужесточения отношения государства к НПО в том, что неправительственные организации в последние годы значительно расширились и окрепли экономически, постепенно превратившись во влиятельную и никак не контролируемую госструктурами "третью силу" в обществе. Более того, некоторые НПО увлеклись политикой, и их представители в качестве независимых экспертов принимают активное участие в дискуссиях по формированию законодательных актов, например, касающихся предстоящих президентских выборов. Кроме того, неправительственные организации активно и квалифицированно анализируют социально значимые проблемы в стране, давая оценки, зачастую не совпадающие с официальной точкой зрения. Это вовсе не означает, что НПО влились в ряды оппозиции, но и властям независимые организации не подчиняются. Это, в свою очередь, не могло не обеспокоить Баку: официальные власти опасаются, что "отъевшиеся на западных харчах" организации могут существенно повлиять на политическое развитие государства. По сути, речь идет о том, что разрастание и независимость НПО создают конкурентную среду в политике, экономике, средствах массовой информации Азербайджана. А в таких условиях местные власти работать не приучены и, судя по всему, не намерены. Новое азербайджанское законодательство призвано лишить финансовой самостоятельности НПО, что ставит под вопрос само существование независимых исследовательских структур.
Баку