- То, что Москва проигрывает в политическом влиянии в Молдавии даже не самой популярной здесь ПАСЕ, отмечают многие наблюдатели. Может быть, это затишье перед каким-то кардинальным политическим шагом Кремля?
- Такие шаги уже сделаны: за последние два года мы приняли ряд основополагающих документов. Главная цель здешней нашей политики - иметь в лице Молдавии дружественное России государство. Что же касается "конкурирования" с ПАСЕ, то договорами это не предусматривается. Кстати сказать, Совету Европы и его Парламентской ассамблее самим еще предстоит определить свое место в новой европейской политической системе. В отличие от Евросоюза, объединяющего богатые страны континента, Совет Европы сегодня вынужден в основном играть на пространстве бедных бывших советских республик. А те, в свою очередь, пытаются через него интегрироваться в Европу. И Молдавия здесь не исключение. К тому же ожидается, что в мае-ноябре этого года Молдавия будет председательствовать в комитете министров иностранных дел Совета Европы. Очевидно, Кишинев хочет уладить все проблемы, в том числе и поднятые в известных рекомендациях ПАСЕ. Москва, конечно, с уважением относится к праву дружественного молдавского государства отстаивать собственные интересы, в том числе и в европейском направлении.
- Кишинев уже заявил о том, что в проблеме приднестровского урегулирования решающим может стать американский фактор. Это, по мнению наблюдателей, стало возможным вследствие стратегии уступок Москвы и тактических ошибок вроде ставки на "большую Молдову" в ее противостоянии с "маленьким Приднестровьем". Что вы скажете на это?
- Москва изначально сделала ставку на мирное урегулирование приднестровского конфликта в рамках территориально целостной Молдавии, поскольку на правом берегу Днестра проживают 400 тысяч наших соотечественников, а на левом - 200 тысяч. Это означает, что в рамках целостного молдавского государства Приднестровью следует предоставить необходимый и достаточный правовой статус. И в этом смысле предложенный посредниками так называемый киевский федеративный проект представляется вполне перспективным. По моему личному мнению, для здешних условий наиболее приемлем вариант асимметричной (разноуровневой) 3-4-субъектной федерации. Помимо Приднестровья, определенный самостоятельный статус возможно было бы предоставить самому Кишиневу (так же как в России такой статус имеет Москва) и, скажем, исторически сложившемуся северному региону страны.
Но любые варианты и проекты будут бессмысленны до той поры, пока стороны сами не захотят выработать взаимоприемлемую формулу. А сегодня подобной политической воли я не вижу ни в Тирасполе, ни в Кишиневе, где устремления высшего руководства по-прежнему не встречают понимания на среднем управленческом уровне. Похоже, и сейчас еще в сохранении непризнанного приднестровского образования и урезанной Республики Молдова многие заинтересованы на обоих берегах. И потому к вопросу о вероятности в ближайшем будущем подвижек в урегулировании я отношусь с пессимизмом.
Американцы же в соответствии с прошлогодней декларацией Путина-Буша выразили готовность сотрудничать с Москвой и в приднестровской проблематике. Но, как мне кажется, представители США, непосредственно пообщавшись со сторонами, тоже поняли, что не так все здесь просто. Ну не будут же они вводить сюда войска НАТО!
- Кстати, после вступления в НАТО Румынии границы альянса продвинутся до Молдавии. Почему в этих условиях Россия добровольно отказывается от своего исторического военного присутствия в регионе, вновь обязавшись, теперь уже к 2004 году, вывести оставшиеся в Приднестровье подразделения своей Оперативной группы войск?
- О каком военном присутствии России в Молдавии может идти речь?! Сейчас здесь осталось менее чем полторы тысячи военнослужащих ОГРВ, которые в основном несут караульную службу - охраняют склады с боеприпасами. Правовой статус Оперативной группы остается неопределенным. И по мере вывоза и утилизации вооружения, чему до сих пор активно препятствовал Тирасполь, ее функции будут завершены.
Еще здесь находятся российские миротворческие силы, участвующие в поддержании режима безопасности в соответствии с соглашением 1992 года. По достижении урегулирования (если, конечно, когда-нибудь это случится!) необходимо будет прописать новый юридический статус российских миротворцев. Вот и все. Реального военного российского присутствия здесь давно нет! Да и не оправданно оно в современных условиях. И удивительно, что некое общественное мнение в России всерьез считает его необходимым. Кроме того, наличие иностранной базы на территории Молдавии противоречит Конституции, провозгласившей нейтральный статус республики. Или, может, кто-то хочет, чтобы Москва, как в старые советские времена, заставила Кишинев Основной закон государства изменить?
- Вопреки здешнему законодательству и пророссийским декларациям нынешнего руководства пространство для русского языка в Молдавии по-прежнему сужается. В Кишиневе сегодня на русском нельзя защитить диссертацию или оформить свидетельство о рождении ребенка, да и имя его запишут на румынский манер - без отчества. В этой связи резонно спросить: здешняя 30-процентная русская диаспора обретет ли когда-нибудь политическое влияние, равное хотя бы тому, каким обладают 7 процентов молдавских румын? И почему до сих пор этого не произошло?
- Российские представители постоянно обращают внимание молдавских руководителей на подобные проблемы. Но лично я думаю, что они автоматически оказались бы сняты с повестки дня с урегулированием приднестровского конфликта, поскольку тогда русский должен был бы стать вторым государственным языком.
Кроме того, в последнее время российской стороной много делается для закрепления и расширения поля практического использования русского языка. В прошлом году Россия впервые отправила в Молдавию (включая Приднестровье) около 400 тысяч учебников, организовала переподготовку преподавателей-руссистов, конкурсы русской словесности и т.п. Мы планируем открыть в Кишиневе российский центр науки и культуры. Московское правительство намерено открыть здесь "Русский дом", и, возможно, это произойдет уже в текущем году.
Что же касается русской диаспоры в Молдавии, то она и правда не слишком влиятельна, как, впрочем, и в других государствах Содружества, - прежде всего по причине своей разобщенности. При содействии нашего посольства большую часть здешних русских общин удалось консолидировать в координационном совете. И сейчас ведутся переговоры по подготовке соглашения о сотрудничестве правобережного координационного совета с Союзом русских общин Приднестровья, сформированном также при участии посольства.
Кишинев