В скором будущем страны Центральной Азии могут столкнуться со всплеском религиозного экстремизма, причиной которого стала сложившаяся в последнее время ситуация в Афганистане. Пока основные события развиваются у границы с Пакистаном, в провинции Кандагар, где началось этническое противостояние. Но лидеры центральноазиатских стран обоснованно опасаются, что волна религиозного экстремизма докатится до границ Узбекистана и Таджикистана.
Показательно, что в Узбекистане недавно прокатилась волна арестов последователей мусульманского учения - нурсеизма (Саид Нурси - исламский ученый прошлого века, живший в Турции). Кстати, в Турции эта организация запрещена, поскольку считается крайне опасной националистической сектой, которая ставит своей задачей внедрение своих членов в государственные структуры, прежде всего - силовые. В основу учения секты положена идея "Великого Турана": создание единого государства тюркских народов.
Впрочем, для Узбекистана, 90% населения которого составляют мусульмане, последователи Нурси пока не представляют угрозы государственной безопасности. Тем более нурсеиты до последнего времени не проводили никаких акций, направленных против узбекских властей. Решение об их нейтрализации скорее всего стало превентивной мерой в борьбе с терроризмом. Гораздо больше узбекские власти опасаются более популярной и распространенной в Центральной Азии радикальной философии саудовского аль-Ваххаба.
Различные радикальные течения и партии уже неоднократно создавали в Узбекистане серьезные проблемы. Например, в начале 90-х гг. в ферганской части Узбекистана получило распространение Исламское движение Узбекистана (ИДУ), у истоков которого стояли Джума Намангани и Тахир Юлдаш. И пока официальный Ташкент был занят восстановлением своей государственности, Ферганская долина жила обособленной жизнью с собственными законами. Там действовала исламская милиция, которая получила право судить людей по законам шариата. Кульминацией существования такого "государства в государстве" стали неудавшаяся попытка госпереворота и покушение на президента Ислама Каримова в феврале 1999 г.
Еще одна экстремистская партия - "Хизб ут-Тахрир аль-Исломи" (Исламская партия освобождения), ставящая своей конечной целью создание на территории центральноазиатских республик исламского халифата. Распространение идей, проповедуемых "Хизб ут-Тахрир", нашло благодатную почву среди самой бедной части населения Ферганской долины. Большая плотность населения, отсутствие работы, а соответственно средств и жизненных перспектив, делают экстремистские идеи исламистов крайне популярными.
Несмотря на противодействие силовых структур, "Хизб ут-Тахрир" пропагандирует свои идеи всеми доступными способами, в первую очередь распространением листовок, и используется пропаганда через имамов мечетей. И если в Узбекистане действуют лишь официально зарегистрированные мечети, то в соседней Киргизии и Таджикистане насчитывается несколько сотен нелегальных мечетей.
О численности приверженцев "Хизб ут-Тахрир" свидетельствует, к примеру, тот факт, что в Узбекистане осуждены за распространение экстремистских идей около 4000 сторонников этой партии. Но ее ряды, по данным правоохранительных органов, постоянно пополняются, несмотря на продолжающиеся на всей территории Центральной Азии аресты.
Пожалуй, только в Узбекистане начался обратный процесс: в прошлом году на свободу досрочно вышли 860 человек, осужденных за незаконную религиозную пропаганду. Узбекские власти считают, что им практически удалось справиться с ситуацией.
С другой стороны, властям удалось не столько нормализовать ситуацию, сколько заморозить ее, запугав население страны. Дело в том, что в ходе массовых арестов пострадали ни в чем не повинные люди. Иногда мужчин арестовывали только за то, что они носили бороды, а женщин - за хиджаб (женский головной убор). Страх быть арестованным у населения остался до сих пор. Достаточно сказать, что сегодня носить бороды в Узбекистане позволяют себе только почтенные старики.
Бывший муфтий Узбекистана шейх Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф считает, что такая ситуация сложилась лишь потому, что мусульмане реально лишены свободы вероисповедания. По мнению шейха, в настоящее время в Узбекистане создалась абсурдная ситуация, когда простые мусульмане не имеют права на ознакомление с исламом. Действующие в республике религиозные учебные заведения - такие, как Исламский университет и институт, - готовят, по словам шейха, религиозных деятелей, а человеку, желающему просто изучить и узнать истинный ислам, некуда пойти, заявил бывший муфтий на встрече с журналистами в офисе IWPR в Ташкенте.
Мухаммад Содык Мухаммад Юсуф предостерег официальный Ташкент, что отсутствие свободы вероисповедания и доступа к информации толкает население в объятия тех самых запрещенных исламских группировок, с которыми усиленно борются власти. Пользуясь этим, "Хизб-ут-Тахрир" и подобные ей организации зазывают молодежь к себе, а там уже никто не сможет убедить людей, что радикальная трактовка ислама является ошибочной.
Усиление влияния "Хизб ут-Тахрир" тревожит и лидеров других исламских движений, в том числе лидера Партии исламского возрождения Таджикистана Саида Абдулло Нури, который заявил, что "Хизб ут-Тахрир" представляет угрозу для стабильности страны. Однако силовые методы борьбы с экстремистскими организациями пока дают результат, противоположный ожидаемому. А другие существующие способы нормализации религиозной ситуации в регионе пока не задействованы.