- В результате выборов президента Сербии вы дважды набирали наибольшее число голосов, однако эти выборы дважды признаны несостоявшимися из-за недостаточной явки избирателей. Каковы, по вашему мнению, причины срыва выборов?
- Противоречивый избирательный закон, которым установлен высокий ценз явки избирателей в первом туре, небрежно составленные списки избирателей, в которые без законных оснований включены 835 000 фамилий, то есть около 15% от общего количества избирателей, а также прямой запрет на голосование для 400 000 югославских граждан, находящихся за границей, и отсутствие возможности голосовать отдельным категориям населения у себя в стране - все это привело в итоге к срыву выборов.
В этих причинах есть что-то общее, их вообще могло не быть, будь на то воля правительства Сербии. А этой воли не было. Но я не сказал бы, что скрытый призыв к бойкоту выборов удался, и прежде всего потому, что это правительство непопулярно. Между тем оно использовало свои рычаги и служебные каналы для бойкота, с тем чтобы не допустить избрания президента как одного из носителей исполнительной власти, который контролирует правительство.
Это не новое явление в странах с переходным режимом, но очень опасное. Это попытка сконцентрировать власть в одном месте, а все другие демократические институты лишить смысла.
- Неуспех выборов привел к еще большему обострению политической ситуации в Сербии. Что, по вашему мнению, должны предпринять политики для снижения напряженности и перехода власти к нормальной работе по решению многочисленных проблем, прежде всего экономических и социальных?
- Обострение политической ситуации стало сейчас общеизвестным фактом. Но ситуация и до этого была достаточно острой. Выборы вообще не нужно было назначать в этот период. Нужно было работать над новой Конституцией Сербии, которая нам остро необходима, а после этого назначать выборы президента и парламента.
В любом случае нам предстоит и разработка новой Конституции, и назначение новых парламентских выборов. В то же время мы не можем избежать и утверждения действительных результатов прошедших президентских выборов. Если хватит политической мудрости, все пойдет по какому-то логическому порядку. Если ее не будет - прежде всего встанет вопрос проведения внеочередных парламентских выборов, потому что избиратели не поддерживают хрупкое и изменчивое парламентское большинство.
Насколько быстро все политики это поймут, настолько быстро мы сможем взяться за решение экономических и социальных проблем. Равновесие и взаимный контроль политических сил, сильные демократические институты, четкое разделение власти и власть права как раз и нужны для того, чтобы эти проблемы были целиком и полностью решены.
- Верите ли вы, что разработать и принять новую Конституцию, а также провести парламентские выборы можно уже в 2003 году?
- Вопрос о возможности или невозможности вообще не стоит. Это просто необходимо сделать. Избиратели давно высказались за скорейшее проведение новых парламентских выборов. Это показывают результаты опросов и частые, оправданные забастовки.
- В ближайшее время ожидается голосование по проекту конституционной хартии Сербии и Черногории. Будет ли жизнеспособным новое государство? Какими вы видите отношения между Сербией и Черногорией, а также роль нового государства в Европе?
- Если вы хотите узнать, полностью ли я доволен проектом хартии или вообще - лучшее ли это решения для отношений между Сербией и Черногорией в составе нового государственного образования, то я отвечу отрицательно. Однако в политике редко бывают идеальные решения. Если смотреть рационально, то предложенный документ - лучшее, что можно было сделать с учетом унаследованного балласта сложных, не решаемых годами проблем.
Я настойчиво выступал за создание этого государственного образования. Я убежден, что с любой точки зрения - исторической, экономической, социальной - решение Сербии и Черногории остаться вместе самое лучшее и целесообразное.
Однако жизнеспособности нового государства не может помочь ни одно решение на бумаге. Ведь были государства с почти идеальными конституциями, которые распались. Правда, это не относится к бывшей Югославии, ее развал ускорила Конституция 1974 года. Я не говорю, что именно Конституция привела к распаду государства, к этому страну привели политические силы, которые Конституция утвердила при немалой помощи извне.
Жизненность нового государственного объединения зависит от воли и терпения не только главных политических сил, но и в большой степени - от воли граждан. В конце концов сами граждане решат судьбу общего государства Сербии и Черногории через три года, когда этот вопрос можно будет поставить на повестку дня.
Однако ясно, что решение, которое предлагается в конституционной хартии, хотя и минимально по содержанию, может служить основой для рационального начала. Это государство может быть достаточно стабильным и гармоничным внутри себя для того, чтобы с относительной легкостью включиться в европейские интеграционные процессы, хотя и с большим опозданием.
- Какой вы видите судьбу Косово и Метохии? Есть ли надежды на возвращение изгнанных сербов? Как вы относитесь к заявлениям представителей временных косовских властей о необходимости признания независимости Косово?
- Заявления о необходимости признания независимости Косово абсолютно оторваны от реальности. Такие заявления, особенно когда их делают представители международного сообщества, а не только албанские политические лидеры, преждевременны и опасны, потому что вносят дополнительное беспокойство в и без того хаотичную ситуацию, в которой гражданская миссия ООН и международные миротворческие силы далеко не все держат под контролем.
Не может быть и речи о решении вопроса об окончательном статусе Косово и Метохии до тех пор, пока не будут выполнены положения резолюции # 1244 СБ ООН в том, что касается безопасности, полного соблюдения прав человека и национальных меньшинств, свободы передвижения, возвращения изгнанных сербов и других неалбанцев, не внесена ясность в судьбу заложников и без вести пропавших.
В конце концов такая позиция преобладала и в Объединенных Нациях, и в Совете Безопасности. Это стало возможным благодаря усилиям Белграда, а также дипломатии некоторых ведущих государств мира, таких, как Россия и Франция.
Надежда на возвращение людей должна быть. Это проверка состоятельности международного сообщества, которое и приняло резолюцию # 1244. А временные органы власти не случайно так называются. От них долгий путь до многонационального и демократического Косово и Метохии. Одним из условий для его прохождения является декриминализация косовского общества.
Если посмотреть на европейскую карту организованной преступности, то можно увидеть, что Косово и Метохия самая черная точка, когда речь идет о торговле людьми, оружием и наркотиками. Из этих источников по хорошо известному образцу финансируются все экстремистские военные и политические группировки.
Белград