Отношения с новым лидером Китая российским руководителям еще только предстоит выстраивать.
Прогнозы на 2003 год сильно варьируются. При этом, как обычно, одни отличаются излишней категоричностью, другие - расплывчатостью. Разве что применительно к перспективам мировой экономики почти все едины. Даже оптимисты не ожидают быстрого старта после полосы экономического замедления, обещая в лучшем случае 2,5-3% роста.
Почти все прогнозисты опасаются новых витков противостояния сил террора и антитеррора как в мировом масштабе, так и внутри национальных границ. Вполне предсказуемы (коль скоро они активно планируются) действия Америки. Вот, например, что сказал, отвечая на вопрос "НГ", российский ученый Владислав Иноземцев: "США начнут операцию против Ирака, стремясь усилить свое доминирование на Ближнем Востоке, резко снизить роль Саудовской Аравии в принятии решений в ОПЕК и, возможно, даже демонополизировать мировой рынок энергоносителей ради снижения цен на них на фоне отсутствия позитивного тренда в мировой экономике".
Россия вступает в год парламентских выборов и кампании к выборам президентским. В этой ситуации властные структуры вряд ли будут вносить какие-то принципиальные коррективы во внутреннюю и внешнюю политику страны. Курс на политический консерватизм и социальную стабильность (почти как в Китае!) будет преобладать над романтическим порывом дать ход даже заявленным ранее реформам. "Запаса прочности", по убеждению политтехнологов, в общем и целом до выборов хватит┘
"Зацикленность" на текущих политических задачах и борьбе с терроризмом роднит нас ныне с американскими партнерами. Как верно заметил недавно в "Отечественных записках" Руслан Хестанов, Совбез США настраивает страну на "перманентную, как революция Троцкого, войну с терроризмом, следовательно, и постоянный рост военных расходов". Но, замечает публицист, "инвестирование в военный сектор в отличие от гражданского не приводит к возникновению нового экономического цикла, а походит скорее на субсидирование борьбы со стихийными бедствиями".
Отсюда - от боязни негативных последствий милитаризации экономики США и воздействия на нее скачков цен на нефть - возобновившиеся разговоры об устойчивости американской валюты. Кто-то ожидает быстрой и резкой девальвации доллара под воздействием возможной дестабилизации региона Ближнего и Среднего Востока. Некоторые даже уверены, что в 2003 году доллар "похудеет" против корзины мировых валют на треть своей стоимости, что может привести к "массовому бегству" капиталов из США. Оптимисты считают, что кое-что из "убежавшего" инвестируется в Россию, но хотелось бы, чтобы зарубежные инвестиции росли не "вынужденно", а естественным путем.
В условиях неопределенности с нефтяными ценами и не слишком радужными перспективами на рост иностранных инвестиций российскому руководству не остается ничего иного, как активизировать свое "вхождение" в западный мир. Россия может стать еще более "своей" частью этого мира, когда ясно и недвусмысленно будет выступать в роли лидера в борьбе с теми проблемами, которые более всего волнуют развитые страны. Помимо терроризма это распространение ядерного и прочих видов ОМУ, наркоторговля, международная преступность и т.д.
Прежде всего принципиально более широким и конкретным содержанием может быть наполнено российско-американское и российско-европейское сотрудничество в вопросах ограничения распространения ОМУ. В Совете по внешней и оборонной политике считают, что Москве следует как можно быстрее взять инициативную и даже "наступательную" роль в деле продвижения соответствующей темы. И при этом предлагать американцам совершенно реальные вещи - от соглашения о совместной разработке реактора нового поколения с замкнутым циклом (не производящего в качестве отходов оружейных материалов) до создания совместных структур и механизмов по недопущению распространения ОМУ.
В отношениях с Китаем предстоит окончательно "закрыть" пограничный вопрос. Для чего необходимо не только завершить демаркацию границы на "островных" участках близ Хабаровска, но и подписать полномасштабный и бессрочный договор о границе.