0
1527
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.12.2002 00:00:00

Евросоюз примеряет тюбетейку

Тэги: снг, интеграция, ес


снг, интеграция, ес Контакты центральноазиатских государств с Европой существенно оживились после дислокации в них частей антитеррористической коалиции. На фото: Французские военные летчики в Душанбе.

Европейское сообщество так долго и трудно создавало свои надгосударственные структуры, что теперь с понятной осторожностью относится к новым странам, жаждущим интегрироваться в европейское благополучие. Причем страны СНГ в Европе воспринимаются чаще всего как "нахлебники", в лучшем случае - "бедные родственники". Такое отношение и на обывательском уровне, и в среде политиков доминирует, поэтому надежды государств Содружества на скорую интеграцию в европейские структуры скорее всего неоправданны. В последний год в отношениях между СНГ и ЕС стала отчетливо просматриваться характерная тенденция: страны Центральной Азии находят в Европе гораздо больше союзников и партнеров, нежели государства европейской части Содружества. Этому есть много объяснений.

Во-первых, у Европы на протяжении десяти лет не было таких серьезных разногласий и конфликтов с государствами ЦА, какие все эти годы происходили с Россией, Белоруссией и Украиной. Единственное, что смущало Европейский союз, - попирание прав человека в Центральной Азии. Однако европейцы - люди прагматичные. Нравы востока СНГ их волнуют гораздо меньше, нежели выгоды от экономического сотрудничества. Тем более что речи о включении азиатских государств в ЕС, естественно, не идет.

В политическом взаимодействии с европейскими державами страны Центрально-Азиатского региона все же пытаются соблюсти баланс. Практически все государства ЦА, за исключением Туркмении, "дружат" и с Россией, и с США, и на тех же условиях с Европой. Причем Европейский союз лидером в регионе все же не является.

Маловероятно, что страны ЦА в обозримом будущем станут членами НАТО. Это не нужно в первую очередь самому блоку, который только начал включать в состав другие, более близкие географически, постсоветские государства. Даже Грузия, несмотря на сильное желание интегрироваться в этот блок, является для НАТО весьма отдаленной перспективой. Самим центральноазиатским государствам вступление в НАТО тоже вряд ли принесет только плюсы, потому что оно неминуемо осложнит отношения с Россией, а также очень сильно ударит по бюджету и без того бедных стран региона. Ведь государствам ЦА придется взять на себя серьезные финансовые обязательства, касающиеся, например, перевооружения армии по стандартам НАТО.

Участие европейского военного контингента в антитеррористической коалиции на территории Центральной Азии - это не столько проявление желания Европы разместить своих военных в ЦА, сколько результат определенного нажима со стороны США, заинтересованных в присутствии баз НАТО в регионе. Так что и с точки зрения военного сотрудничества Европа не находится в первых рядах во взаимоотношениях с ЦА.

Основные акценты европейцы делают на экономические и частично на гуманитарные формы отношений. Тем более что экономические интересы крупнейших европейских компаний в Центральной Азии, особенно в Казахстане, просматриваются все более отчетливо. Все вполне цивилизованно: Европа пока только пытается открыть для себя Центральную Азию, налаживает туристические каналы, финансирует создание рабочих мест для развития малого и среднего бизнеса, проводит экологические программы. По сути, страны Европы пока не получают реальной выгоды от того, что активно помогают Центрально-Азиатскому региону. Скорее здесь преобладает элемент гуманистического обязательства: учитывая, что все страны ЦА относятся к разряду развивающихся и "проблемных", цивилизованная и богатая Европа считает для себя возможным оказывать им гуманитарную помощь, как и другим странам "третьего мира", которые в будущем могут превратиться в привлекательные рынки.

Таджикистан только что вылез из гражданской войны, в Киргизии под сомнением перспектива нынешнего президентства Акаева, в Узбекистане власть и исламская оппозиция до сих пор находятся в состоянии серьезного конфликта. Пожалуй, исключение в этом списке составляет только Казахстан, чьи нефтегазовые ресурсы являются тем самым магнитом, притягивающим крупнейшие европейские компании в Центральную Азию.

С географической точки зрения больше прав и оснований претендовать на членство в Европейском союзе имеют славянские страны бывшего СССР. Следовательно, и требования к ним предъявляются намного серьезнее, чем к их соседям по Содружеству. Почему же сегодня Европа так прохладно относится к интеграционным инициативам Украины, Белоруссии и России? Видимо, не только потому, что европейцы очень сильно обеспокоены внутриполитической обстановкой в этих странах.

Европе еще надо "переварить" те десять стран, которые совсем недавно примкнули к Евросоюзу. И сегодня ЕС ни финансово, ни морально не готов открывать двери бывшим советским республикам, тем более что они пока не соответствуют никаким политическим и экономическим стандартам этой организации. И вряд ли в ближайшие 10-20 лет Украина и Белоруссия сумеют дотянуться до европейского уровня. Видимо, знаковым с этой точки зрения следует считать заявление министра иностранных дел Великобритании Джека Стро, который предложил Украине "статус соседнего государства", ставя ее в ряд с такими странами, как Молдавия, которая находится почти в состоянии руин, и Белоруссия с ее практически диктаторским режимом. Европейцы не скрывают, что они не намерены объединяться со странами, политическим лидерам которых не всегда удобно подавать руку. А экономическое сотрудничество с европейской частью СНГ Европу пока тоже не очень привлекает, ибо оно пока строится преимущественно на попытках промышленно развитых стран Содружества "протолкнуть" свое сырье и металл в Европу по демпинговым ценам.

В общем, сегодня Евросоюзу по всем пунктам выгоднее дружить с центральноазиатскими странами СНГ - они и обходятся дешевле, и в перспективе сулят неплохие экономические дивиденды. "Славянское трио" постсоветского пространства пока может пообещать только сесть на европейскую шею.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2035
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1300
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
963
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1267

Другие новости