В Евросоюзе не знают о существовании суверенного государства Белоруссия. На картах Евросоюза такое территориальное государство, как Belarus, отсутствует. Вместо этого на территории между Россией и Польшей значится страна White Russia (англ.) или Weiss Russland (нем.), то есть Белая Россия, которая воспринимается большинством чиновников и банкиров как ее территориальная часть.
Во многом Белоруссия сама виновата в сложившейся ситуации. Недавно председатель Евросоюза, выступая на конференции, организованной Фондом Фридриха Эберта, пояснил: "В стратегическом плане Евросоюза, разработанном до 2020 года, в перечне новых претендентов на присоединение Белоруссия не значится". Он посоветовал белорусским парламентариям самостоятельно определиться: куда и с кем идти - вступать в ЕС в составе России или проводить более независимую от Кремля политику и строить экономику, более ориентированную на Запад, нежели на Восток.
Зато в странах Западной Европы четко идентифицируют президента Александра Лукашенко с диктатором, называя его в неофициальных беседах "crazy president". Это мнение сложилось под информационным нажимом миссии ОБСЕ в Минске и конкретных оппозиционно настроенных белорусских политиков, регулярно выезжающих в Европу на заседания Парламентской ассамблеи СЕ, ОБСЕ и ЕС.
Как-то раз на испанской границе один таможенник решил ускорить прохождение очереди и взялся заполнить таможенную декларацию известного белорусского политолога Александра Федуты, который летел рейсовым самолетом из Москвы вместе с русской тургруппой. Чиновник трижды заглянул в паспорт, пока написал название страны по-английски. Затем подмигнул и заговорщицки спросил: "Из Сибири?" Политолог возмутился: "Какой Сибири? Это страна в Восточной Европе", - и недовольно перешел к следующему окошку.
Когда дошла очередь до паспортного контроля, офицер повертел синюю "книжечку" с гербовой печатью и спросил: "Вы откуда?" Федута ответил: "Из Белоруссии". Чиновник пожал плечами, словно услышал малознакомую африканскую страну, и начал пристально рассматривать документ. На какое-то время он задумался, не отдавая паспорт и не ставя штампа на визу. Тогда Александр Федута, чтобы спасти положение, сказал кодовое слово: "Лукашенко". Испанский паспортист немедленно вернул документы, махнув рукой: "А┘ Crazy president. Проходи".
Минск