0
9056
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.12.2002 00:00:00

Джордж Буш-младший: всерьез и надолго

Сергей Рогов

Об авторе: Сергей Михайлович Рогов - директор Института США и Канады РАН, член-корреспондент РАН, доктор исторических наук.

Тэги: буш, лидер, президент, эксперты, политологи


Особенности политического стиля

Оказалось, что Буш-младший способен добиваться успеха вопреки прогнозам умудренных опытом обозревателей и политологов, нарушая устоявшиеся представления о правилах политической игры не только на выборах, но и на посту президента. Сегодня нельзя не признать, что у власти в США находится сильный президент, который обладает качествами национального лидера, умеющего определять свою повестку дня, выбирать приоритеты и добиваться достижения провозглашенных им целей. За два неполных года пребывания у власти Буш смог внести существенные коррективы и во внутреннюю, и во внешнюю политику США и в оставшийся до президентских выборов 2000 года период имеет серьезные шансы закрепить и развить свой успех.

Несомненно, что Бушу действительно помогает сильная команда профессионалов, обладающих огромным бюрократическим опытом и демонстрирующих абсолютную лояльность президенту. Чейни, Рамсфелд, Пауэлл, Райс - это хорошо известные деятели, игравшие видные роли на американской политической арене задолго до появления на ней Буша-младшего. Но было бы глубоким заблуждением считать, что сегодня в Америке "короля делает его окружение". Команда Буша выполняет его волю, а не наоборот. Хотя внутри нынешней администрации существуют весьма существенные расхождения между "твердолобыми" и прагматиками, по всем приоритетным для президента вопросам его команда действует единым фронтом. Политические споры и личное соперничество отходят на задний план, когда президент принял решение. Такая целеустремленность администрации приносит свои плоды. А источник этой целеустремленности - сам президент Буш.

Еще более важное значение имеет нестандартный политический стиль нынешнего президента. Его отец был известен своими прагматическими взглядами. Но это не помогло ему в 1992 году, когда в Буше-старшем разочаровались крайне правые республиканцы - сторонники Рейгана, и он не смог заручиться поддержкой политического центра, который пошел за Клинтоном. Буш-младший хорошо усвоил этот урок. Его политический лозунг - "сострадательный консерватизм". Стиль нынешнего президента - это коктейль из Рейгана и Клинтона. Буш-младший, с одной стороны, вызывает энтузиазм у крайне правых, а с другой - пользуется доверием политического центра.

По всем приоритетным вопросам Буш-младший сначала декларирует лозунги крайне правых, а затем постепенно вносит коррективы в свою позицию так, чтобы успокоить центристов, но при этом не оттолкнуть республиканскую политическую базу. В конечном счете каждый раз выясняется, что хотя президент и пошел на какие-то второстепенные уступки, но все-таки добился своего. Более того, нередко он идет на перехват лозунгов у своих оппонентов, заставляя эти лозунги (изменив их трактовку) работать на себя. Весьма схожей тактики Буш придерживается и в подходе к международным делам.

В результате Буш-младший смог провести крупнейшую в американской истории налоговую реформу, выйти из Договора по ПРО и Протокола Киото, создать беспрецедентную многонациональную коалицию для борьбы с международным терроризмом, добиться от конгресса и Совета Безопасности ООН резолюций по Ираку. Список его личных достижений включает также и подписание Московского договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, вторую волну расширения НАТО, создание Министерства внутренней безопасности. Наконец, крупной победой Буша стал успех Республиканской партии на промежуточных выборах в ноябре 2002 года.

Экономика решает все?

Для предвыборной стратегии Республиканской партии серьезные проблемы создавал циклический кризис, поразивший американскую экономику в 2001 году, после почти 10-летнего периода экономического процветания. Экономический кризис был усугублен также и последствиями террористического акта 11 сентября 2001 года. Тем не менее спад производства оказался незначительным и непродолжительным. Однако безработица увеличилась в полтора раза. Страна столкнулась с глубоким и затяжным биржевым кризисом. Потери финансового рынка составили почти 8 трлн. долл.

В первые месяцы своего пребывания у власти Буш сделал упор на налоговую реформу. Ему удалось провести через конгресс решение о гигантском снижении налогов на 1,25 трлн. долл. в течение 10 лет. Республиканцы утверждают, что это в конечном счете будет стимулировать экономический рост. Однако эти меры привели к падению государственных доходов. В то же время при Буше-младшем произошел существенный скачок военного бюджета - почти на 100 млрд. долл. с 2001 по 2003 финансовый год.

В результате, с одной стороны, сокращения налоговых поступлений и, с другой - роста военных расходов вновь возник дефицит федерального бюджета США. Размеры дефицита приближаются к 2% ВВП. Республиканская администрация не может похвастаться достижениями в экономической сфере. Не случайно Федеральная резервная система на следующий день после выборов объявила о снижении учетной ставки до 1,25%.

Поскольку экономическая программа не могла стать ударным звеном в предвыборной стратегии республиканцев, на первый план Буш выдвинул внешнеполитическую тематику. Осенью 2002 года республиканцы сознательно избегали в конгрессе голосования по бюджетным вопросам (чтобы не подорвать свою популярность), заполняя вакуум кампанией по поводу международного терроризма и Ирака.

Роль президента в избирательной кампании

Террористическая атака 11 сентября 2001 года оказала огромное воздействие на американское общество. Объявив войну международному терроризму, Буш смог резко укрепить свои политические позиции, позиционируя себя как "военного президента". Осенью 2001 года его рейтинг популярности превысил 90%. Хотя сейчас уровень одобрения деятельности президента снизился, американцы поддерживают Буша в соотношении 2 к 1 (61% против 29%).

На организованных с участием Буша предвыборных мероприятиях в казну республиканской партии была собрана рекордная сумма - 141 млн. долл. В ходе избирательной кампании Буш посетил 40 штатов. Только за последние 5 дней перед выборами он выступил в 15 штатах. Буш лично агитировал избирателей поддержать республиканских кандидатов. Такая рискованная тактика сработала.

Избранными оказались 21 из 23 кандидатов в палату представителей и 12 из 16 кандидатов в сенат, которых поддержал президент.

Президент смог превратить промежуточные выборы в референдум о доверии к его курсу и стилю политического руководства. Показательно, что если на промежуточных выборах 1998 года только 46% избирателей руководствовались при голосовании своим отношением к президенту, то в ноябре 2002 года - 53%. При этом 35% избирателей хотели продемонстрировать свою поддержку президенту Бушу. Буквально в последние дни избирательной кампании Буш смог вызвать всплеск энтузиазма у своих приверженцев.

В то же время Буш смог максимально использовать в своих интересах тему терроризма. Через год после террористической атаки 93% американцев полагают, что главной задачей внешней политики США является защита от международного терроризма. Согласно данным Си-би-эс, 30% опрошенных считали наиболее важной проблемой "терроризм" и "безопасность", только 26% ставили на первое место проблемы "экономики" и "рабочих мест". Несколько иные данные были получены в ходе опроса Си-эн-эн: 47% вероятных избирателей считали наиболее важным вопросом на выборах "войну с Ираком" и только 39% - "экономические условия". Такая озабоченность международными проблемами играла на руку Республиканской партии, поскольку американские избиратели обычно с большим доверием относятся к внешнеполитическому курсу республиканцев, чем демократов. Согласно данным Си-би-эс, американцы считают, что республиканцы лучше демократов обеспечивают "сильную оборону" в соотношении 62% против 20%, а "борьбу против терроризма" - 45% против 23%.

Административный ресурс по-американски

Несмотря на ожесточенный характер предвыборной кампании, в большинстве округов исход выборов был предрешен заранее в пользу сенаторов и конгрессменов, добивавшихся переизбрания. Согласно оценкам, республиканцам была заранее предсказана победа с разрывом не менее чем в 20% голосов в 186 округах, а демократам - в 161. Показательно, что только в 75 из 435 округов по выборам в палату представителей разрыв в голосах, поданных за кандидатов от двух главных партий, составлял меньше 20%. Дело в том, что конфигурация избирательных округов (последнее перераспределение округов, проведенное в 2000 году, было более благоприятным для Республиканской партии) обеспечивает доминирование в них партийной машины той или иной партии. Победитель на нынешних выборах получил в среднем 70% голосов в своем округе.

"Административный ресурс по-американски" привел к тому, что 78 кандидатов в конгресс на этих выборах (94 на выборах 1998 года) вообще не имели соперника от другой партии. На новый срок были избраны 98% членов палаты представителей, добивавшихся переизбрания. По оценке газеты "Уолл-стрит джорнел", труднопредсказуемым был результат голосования всего лишь в 10 из 33 штатов, где выбирались сенаторы, и в 15 из 435 округов по выборам в палату представителей. Именно здесь обе партии сконцентрировали свои пропагандистские и финансовые ресурсы.

На выборы 2002 года, несмотря на ужесточение законодательства о финансировании избирательных кампаний, политические партии собрали не менее 800 млн. долл. Только кандидаты в сенат и палату представителей потратили свыше 617 млн. долл. Щедрое финансирование стало решающим фактором, определившим в большинстве случаев исход выборов. Например, в сенат были избраны 25 из 33 кандидатов, собравших наиболее щедрые пожертвования. Таким образом, в сенат прошли 75% обладателей максимальных избирательных фондов. Среди победителей на выборах в палату представителей этот показатель достиг 95%. Однако в ряде случаев деньги не сыграли решающей роли. Так, потерпел поражение в Техасе кандидат демократов Тони Санчез, потративший на предвыборную кампанию около 60 млн. долл. из собственного кармана. В целом же республиканцы, как обычно, существенно опережали демократов по предвыборным расходам (в соотношении 3 к 1).

Демократы не смогли перехватить инициативу, четко сформулировав свою избирательную программу. Оказавшись в роли оппозиции, лидеры Демократической партии в конгрессе не сумели противопоставить четкой альтернативы курсу Буша ни во внутренней, ни во внешней политике. Им не удалось возложить на республиканцев ответственность за ухудшение экономической ситуации. Часть сенаторов-демократов проголосовали за снижение налогов. 6 из них переизбирались в ноябре 2002 года.

Поэтому демократы не выступали с решительной критикой экономического курса Белого дома, испугавшись выдвигать требование о хотя бы частичной отмене снижения налогов. Демократическая партия не выдвинула и альтернативной программы ведения борьбы с международным терроризмом. Демократы поддержали увеличение военного бюджета. Лидеры демократов в конгрессе поддержали и резолюцию, предоставляющую президенту полномочия на ведение войны с Ираком, опасаясь обвинений в "мягкости" и "пацифизме".

Таким образом, как и в 2000 году, Буш оказался для демократов крайне неудобным политическим противником. "В течение всей избирательной кампании демократы позволяли президенту цинично колотить в барабан войны, как и когда ему хотелось. К удовольствию республиканцев, отошли в сторону и другие важные вопросы: экономика, безработица, безобразный подход администрации к защите окружающей среды, попытки президента назначить федеральных судей, угрожающих правам на аборт и гражданским правам", - констатировала газета "Нью-Йорк таймс".

Итоги голосования

В целом следует подчеркнуть, что соотношение сил между двумя партиями остается почти равным. На выборах за республиканцев проголосовали 51%, а за демократов - 46% избирателей. Однако результаты выборов 2002 года оказались крайне успешными для республиканцев. Обычно находящаяся у власти партия теряет места в конгрессе на промежуточных выборах. На этот раз Республиканская партия одержала убедительную победу. Им удалось вернуть контроль над сенатом, который они утратили после выхода из партии в мае 2001 года сенатора Джеффордса.

Теперь в состав республиканской фракции входит 51 сенатор. Однако в декабре к ним может присоединиться новый сенатор-республиканец от Луизианы, где должно состояться дополнительное голосование, так как ни один из кандидатов не набрал больше 50% голосов, как это требуется законодательством этого штата. Кроме того, Республиканская партия увеличила количество своих мест в палате представителей с 223 до 226, а демократическая фракция сократилась с 210 до 204. Впервые с 1934 года правящая партия смогла на промежуточных выборах увеличить свое представительство в обеих палатах конгресса.

Сегодня Республиканская партия заняла уникальные позиции, контролируя одновременно исполнительную и законодательную власть в стране. Кроме того, республиканцы превосходят демократов и в контроле над исполнительными и законодательными органами штатов.

Президент использовал свой политический капитал, стараясь придать избирательной кампании характер общенационального референдума. "С тех пор как его отец потерял пост президента на выборах 1992 года, Джордж Буш-младший утверждал, что президент должен инвестировать свой политический капитал, если хочет добиться его возрастания. Он доказал свою теорию, поставив на кон свой престиж в избирательной кампании 2002 года. Он рисковал потерять часть капитала, но его инвестиция принесла большую прибыль. В результате Буш стал значительно сильнее, чем в первые два года своего президентства. У него теперь развязаны руки и по внутренним проблемам (таким, как снижение налогов), и по международным проблемам (таким, как Ирак)", - писала газета "Лос-Анджелес таймс".

Опросы показывают, что программу Буша сегодня поддерживают большинство американцев. 73% против 22% согласны с созданием МВБ, 64% против 29% поддерживают сохранение сокращенного уровня налогов, 57% против 40% - приватизацию социального обеспечения, 49% против 27% - энергетическую программу Буша. 64% опрошенных (в том числе 83% республиканцев и 47% демократов) против 29% (8% республиканцев и 44% демократов) поддерживают использование военной силы против Ирака. Таким образом, в американском обществе преобладают благоприятные для Республиканской партии настроения.

Демократическая партия оказалась в глубоком кризисе и не знает, как остановить натиск окрыленных победой на выборах республиканцев. Показательно, что демократы в сенате не сумели обеспечить 40 голосов, необходимых для того, чтобы организовать "флибустьерство" (затянуть обсуждение вопроса, чтобы не допустить голосования) по ряду законопроектов, одобрения которых добивались республиканцы. 19 ноября 90 голосами против 9 сенат одобрил закон о создании МВБ.

Все сенаторы, претендующие на выдвижение в президенты от Демократической партии в 2004 году, проголосовали за этот закон. Это большая победа Буша. Президенту Трумэну, например, понадобилось два года, прежде чем он смог добиться в 1947 году одобрения конгрессом своего предложения о создании Министерства обороны. Новое министерство объединит 22 федеральных ведомства, в которых работают 170 тыс. государственных служащих. МВБ будет самым крупным министерством после Пентагона. Бюджет МВБ в 2003 финансовом году составит 35,5 млрд. долл.

Кроме того, Белый дом пытается добиться одобрения сенатом назначения федеральными судьями консервативных республиканцев. Это особенно важно, если Буш сможет осуществить назначение своих ставленников в Верховный суд. Показательно, что вскоре после выборов 55 голосами против 44 сенат одобрил назначение окружным судьей известного своими крайне правыми взглядами Денниса Шедда, против чего раньше решительно выступали демократы.

Прогноз на будущее

Прежде всего можно констатировать, что через два года после прихода в Белый дом Джордж Буш-младший смог существенно укрепить свои политические позиции. Ему удалось "легитимизировать" свое президентство после спорной победы в 2000 году. Теперь нынешний президент США обладает значительно более серьезными возможностями осуществить свои планы как внутри страны, так и на международной арене. Складывается впечатление, что у Джорджа Буша появились неплохие шансы не только успешно завершить нынешний срок своего президентства, но и быть избранным на второй срок.

Кроме того, результаты выборов 2002 года в США могут привести к новой поляризации сил, когда Демократическая партия станет более либеральной, а Республиканская партия - более консервативной. Это выгодно Бушу, который умеет привлечь голоса не только консерваторов, но и центристов.

Вместе с тем новая расстановка сил на американской политической арене создает и определенные проблемы для Белого дома. В конгрессе среди республиканцев, особенно вновь избранных, преобладают правоконсервативные настроения. Несмотря на огромную популярность Джорджа Буша в Республиканской партии, консерваторы хотели бы от президента бескомпромиссности в осуществлении своей идеологической программы. Это может осложнить стратегическую линию Буша, который стремится закрепить свой успех, придерживаясь по многим вопросам умеренно-центристских позиций.

Во-первых, Буш должен продемонстрировать избирателям в 2004 году, что его экономическая стратегия принесла Америке процветание. На президентских выборах 1992 года его отец проиграл Клинтону именно из-за экономических проблем. Буш-младший смог нейтрализовать экономический фактор на промежуточных выборах 2002 года. Но через два года он должен продемонстрировать результаты своей экономической философии. Если выборы совпадут с фазой роста нового экономического цикла, то ему гарантирована победа. Если же рост окажется неубедительным, то неизбежны большие трудности.

Во-вторых, Буш-младший не хочет повторять еще одной ошибки своего отца, который в 1992 году из-за своей готовности к компромиссам с демократами утратил поддержку консерваторов. Поэтому хозяин Белого дома сразу же после промежуточных выборов заговорил их языком. Но если президент станет слишком заигрывать с правым крылом, то он может утратить контроль над политическим центром. Этим, конечно же, постарается воспользоваться Демократическая партия.

В-третьих, не исключено повторение новых террористических актов, которые могут по своим масштабам даже превзойти события 11 сентября 2001 года. Буш смог год назад избежать ответственности за эту трагедию, эффективно использовав террористическую угрозу, чтобы резко поднять свою популярность. Но ситуация может измениться. Сенат сразу же после выборов проголосовал за создание независимой комиссии из 5 демократов и 5 республиканцев по расследованию террористической атаки 11 сентября. Против этого выступал Белый дом, опасавшийся, что выводы комиссии, которые будут опубликованы весной 2004 года, окажутся неблагоприятными для администрации Буша.

В-четвертых, военная операция против Ирана может оказаться затяжной, дорогостоящей и кровопролитной. Это может отразиться и на экономической ситуации (особенно если цены на нефть резко подскочат), и на политических настроениях. Хотя американское общество после гибели тысяч мирных граждан в результате террористического нападения готово согласиться с потерями среди военнослужащих, "вьетнамский синдром" вряд ли изжит полностью. Если военные потери США будут исчисляться тысячами, то настрой общества может измениться.

Тем не менее предвещать Бушу-младшему крах в 2004 году было бы ошибкой (хотя его отец в 1992 году был дважды победителем - в холодной войне и "горячей" войне в Персидском заливе). Исход промежуточных выборов 2002 года еще раз подтвердил, что нынешний президент США умеет добиваться нужного ему результата. В сложной ситуации, как и на президентских выборах 2000 года, он смог получить тактические преимущества и превратить их в стратегический выигрыш. Похоже, Буш-младший - это всерьез и надолго.

Последствия для России

После 11 сентября 2001 года Буш объявил глобальную войну международному терроризму. Борьба с терроризмом стала центральной осью всей американской внешней политики. В результате произошло значительное сближение позиций Москвы и Вашингтона по ряду ключевых вопросов международной политики. Возникла реальная перспектива качественного прорыва в российско-американских отношениях. Впервые за полвека у Москвы и Вашингтона появился общий враг - международный терроризм. США и Россия оказались де-факто союзниками в войне против талибов и бен Ладена.

За прошедший год начала формироваться новая модель взаимоотношений двух стран на основе принципов партнерства и союзничества. В ходе контртеррористической операции в Афганистане началось беспрецедентное сотрудничество между разведывательными и военными ведомствами двух стран. На встрече президентов Путина и Буша в ноябре 2001 года впервые было заявлено о том, что Россию и США объединяют общие идеологические ценности, преданность демократии и рыночной экономике.

В сентябре 2002 года администрация Буша публично провозгласила в своей "Стратегии национальной безопасности" задачу поддержания "баланса сил во имя свободы". Переход к политике баланса сил подразумевает, что США будут играть роль балансира или менеджера, поддерживающего равновесие сил между наиболее крупными игроками на мировой арене. В "Стратегии национальной безопасности" администрация Буша поставила отношения с Россией на первое место после отношений с союзниками (НАТО, Япония, Южная Корея, Австралия), провозгласив необходимость нового стратегического взаимодействия.

Отмечается в "Стратегии" и возможность российской "интеграции в Евроатлантическое сообщество". В документе подчеркивается, что "российские и американские стратегические интересы совпадают во многих областях", и предлагается "перенести фокус наших отношений на возникающие и потенциальные общие интересы". Перспективы российско-американских отношений при умеренно-консервативной администрации оказались лучше, чем при умеренно-либеральной администрации.

Отношения между Россией и США находятся в лучшем состоянии, чем в любое время за последние столетие - со времен президента Тафта, когда была принята первая версия поправки Джексона-Вэника. Россия больше не рассматривается Америкой как соперник, старающийся нанести ущерб США. Единственный способ, которым Россия может нанести ущерб, - развал централизованного контроля над оружейным комплексом, над ОМУ.

В результате администрация Буша изменила отношение к внутренним реформам России. Теперь Вашингтон заботит не "слишком много", а "слишком мало правительства", то есть централизованного контроля, в России. Поэтому Вашингтон не ведет массированной кампании нажима на Москву по вопросам нарушения прав человека в отличие от некоторых европейских стран. То есть проблема безопасности приобрела совершенно новый смысл - Соединенным Штатам нужна не слабая, а сильная Россия. При этом подразумевается, что Россия не должна быть чрезмерно сильной, то есть равной по мощи США, но достаточно сильной для того, чтобы использовать ее в поддержании выгодного для Америки баланса сил в мире.

Сегодня российско-американские отношения находятся в переходной стадии. По целому ряду вопросов у России и США имеются различные точки зрения. Однако не стоит драматизировать эти разногласия. В целом расхождения между США и Россией менее значительны, чем расхождения между США и ЕС, возможно, США и Японией и, конечно, США и Китаем. Но российско-американские отношения все еще остаются хрупкими, обратимыми.

Прошли ли мы точку, после которой нет возврата? Видимо, предстоящие два года до истечения нынешнего срока президентства Буша-младшего дадут ответ на этот вопрос. Россия хочет быть равноправным партнером США. Но готова ли Америка считаться с нашими интересами? Если это произойдет, то в ближайшие годы может произойти консолидация новой, партнерской модели российско-американских отношений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1107
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
697
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
484
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
696

Другие новости