Хотя вокруг российского Черноморского флота вроде бы уже давно не гремят политические канонады, сотрясавшие Россию и Украину в 90-х годах, совершенно очевидно, что ЧФ, несмотря на достигнутые между двумя странами договоренности о его пребывании в Севастополе до 2017 г., еще не раз станет камнем преткновения в важнейших политических конфликтах между Москвой и Киевом. Это ясно. Но есть и другое ценное наблюдение.
С мая 1997 г., когда были подписаны исторические соглашения, определяющие условия дислокации ЧФ в Севастополе, в России научились не только более спокойно реагировать на выпады ретивых самостийников из Киева по поводу ЧФ, но все эти годы происходило (и происходит) определенное осмысление факта присутствия флота России на Украине, все более тяготеющей к Западу. Причем обдумывают это не только представители политического Олимпа, но и обыкновенные граждане.
Наверное, в середине 90-х за российские корабли на Черном море надо было сражаться именно так, как это делал тогдашний командующий ЧФ адмирал Игорь Касатонов. В то время когда Москва, несмотря на все свои резкие заявления, на деле проявила полнейшую государственную импотенцию, ему, по сути, удалось сохранить флот.
В 2002-м уже другой командующий, адмирал Владимир Комоедов (между прочим, украинец), занявший весьма жесткую позицию в вопросах дальнейшей "украинизации" ЧФ, и вовсе взбунтовался, отказавшись передать украинской стороне российские маяки и навигационные знаки, за что и поплатился должностью (видимо, по причине "русофильства"). Уроженцу далекого Приморья главкому ВМФ адмиралу Владимиру Куроедову показалось проще "сдать" командующего флотом, чем отстаивать российские интересы в Черноморском регионе ("НГ" подробно писала об этом конфликте).
Уполномоченный по правам человека в РФ Олег Миронов фактически первым среди политиков федерального масштаба прямо поставил вопрос: а что будет через 15 лет, когда истечет срок действия соглашения о пребывании ЧФ на территории Украины? Кому в итоге достанутся те жилые и нежилые объекты, которые, несмотря ни на что, так здорово возводит сегодня в Севастополе московский мэр Юрий Лужков?
Половинчатый статус, изначально уготованный флоту на межгосударственном уровне, не дает ответа на эти вопросы. Когда Москва и Киев разрабатывали соответствующее соглашение, никто и представить себе не мог, что нейтральная Украина вдруг на всех парусах устремится в НАТО.
В итоге такая политика Москвы вкупе с переосмыслением ситуации "общественным мнением" может привести к тому, что Россия при определенных условиях может сама инициировать свой "уход" из Севастополя. Содержание здесь флота покажется таким же проблематичным, как, скажем, содержание военных баз на Кубе или во Вьетнаме, которые, как известно, Россия недавно покинула из-за отсутствия средств. За "севастопольскую аренду" Москва тоже отстегивает Киеву немалые суммы, выражающиеся ежегодно в десятках миллионов долларов. И насколько это оправданно, затрудняются сказать самые светлые в России умы. Что же до пресловутой политической выгоды присутствия России в Крыму, то действительно флот одним своим видом в мирное время решает проблемы большой политики. Но после только что завершившегося пражского саммита НАТО стало ясно, что "натоизация всей Европы" - вопрос времени и Украина, стремящаяся в НАТО, будет продолжать тихой сапой фактически дезавуировать достигнутые по флоту соглашения, отсуживая через свои же суды объекты ЧФ, непосредственно влияющие на флотскую боеготовность. Как это буквально две недели назад случилось с 18 объектами навигационно-гидрографического обеспечения.
Бывший заместитель председателя Совета министров Крыма, а ныне заведующий кафедрой Таврического национального университета профессор Владимир Казарин сказал "НГ", что ситуация вокруг Черноморского флота больна "синдромом спящей собаки": "Пока у Киева и Москвы хорошие отношения, она спит. Но стоит на Украине смениться президентской власти (да даже в ходе предвыборной гонки), вне зависимости от того, кто будет рваться к престолу - прозападник Виктор Ющенко или кто-то другой, эта "собака" тут же проснется и порвет все вокруг".
Специалисты говорят о следующих перспективах. К моменту вхождения Украины в НАТО ЧФ должен будет убраться из Севастополя (куда - это уже технический вопрос). После чего роль нашего флота на Черном море будет сопоставима разве что с ролью грузинских ВМС. Он будет участвовать в программе военно-морского взаимодействия BLACKSEEFOR, каких-то совместных учениях, но уже никогда не сможет доминировать в этом стратегически важном регионе.
Сейчас, конечно, сложно представить, что по разветвленным севастопольским фиордам уже в недалеком будущем будут базироваться корабли НАТО (как дико было даже подумать о том, что альянс будет в Польше или в странах Балтии). А нашим детям, изучающим историю, трудно будет объяснить, почему это "город русской славы" - Севастополь - находится на территории чужого государства. Но так, видимо, и случится. Порт-Артур тоже когда-то был русским┘