Появившиеся вскоре после начала антитеррористической операции США и их союзников в Афганистане слухи о свертывании координации оборонной политики между странами СНГ оказались явно преждевременными, хотя и имели под собой достаточно серьезные основания. Мощь и результативность действий вооруженных сил США против талибов, их практически молниеносное проникновение на просторы Центральной Азии вынуждали многих аналитиков предрекать безвременную кончину практически всем военным институтам государств - участников СНГ.
Однако на практике все оказалось иначе. Хотя НАТО на уровне политических деклараций приветствует стремление некоторых стран СНГ к интеграции в атлантические структуры, но, оставаясь на позициях прагматизма, следует отметить, что пока не названа даже примерная дата вступления в альянс ни одной из стран СНГ. Ни одно из "независимых государств" даже в первом приближении не отвечает всему перечню политических, экономических, социальных и военных требований, которые предъявляются к странам-кандидатам. Разрешение проблем, возникающих на территории СНГ, как и раньше, остается делом рук исключительно самих государств Содружества. Проблемы в этой сфере по-прежнему связаны с распадом Советского Союза, когда образовался вакуум безопасности, представляющий постоянную угрозу для национальных интересов стран СНГ: международный терроризм, существующие и потенциальные очаги локальных конфликтов на всем Евразийском континенте, миграция населения и потоки беженцев, распространение преступности и наркотиков из периферийных регионов и др.
Все это, естественно, потребовало необходимых в этих условиях ответных шагов в виде попыток реализации тех или иных форм коллективной безопасности в рамках СНГ (или комплекса взаимосвязанных двусторонних соглашений в военно-политической области). За последние два-три года в сфере военного сотрудничества стран Содружества были предприняты некоторые достаточно эффективные меры - например, созданы Коллективные силы быстрого развертывания. Предстоит создание объединенной группировки, в которую могут войти те страны, которые подписали соответствующий договор. На центральноазиатском направлении такое формирование создали Россия, Казахстан и Киргизия. Правда, до сих пор объединенная группировка была малочисленной, потому имела больше политический смысл, нежели военный.
Гораздо серьезнее с точки зрения обороноспособности выглядит Договор о коллективной безопасности, в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Причем в любой системе региональной военной безопасности - сегодня и в обозримом будущем - Россия, видимо, будет играть главную роль. Поэтому приоритетным направлением оборонной политики России, несомненно, является укрепление военного сотрудничества в рамках СНГ. Это выгодно как Российской Федерации, так и другим членам Содружества. Попытки обойтись без Москвы в этом вопросе заранее обречены на неудачу. Об этом, в частности, наиболее ярко свидетельствует опыт так и не состоявшегося оборонного союза в рамках ГУУАМ. В этом году, отказавшись от военной помощи соседей, Грузия в одиночку так и не смогла окончательно решить проблему присутствия на своей территории террористических формирований. И наоборот - когда в 2000 г. на территорию Киргизии вторглись банды террористов и религиозных экстремистов, скоординированные действия государств - участников ДКБ позволили сравнительно быстро нейтрализовать эту весьма существенную для Бишкека угрозу.
Разумеется, военное сотрудничества в рамках государств - участников СНГ не лишено недостатков. Однако движение вперед очевидно. Во многом это подтверждают итоги недавно завершившегося в Москве заседания Совета министров обороны (СМО) государств - участников СНГ. В повестку дня очередного заседания было включено более 20 вопросов, связанных с дальнейшим укреплением военного сотрудничества в рамках Содружества. Этот факт свидетельствует о понимании оборонными ведомствами независимых государств необходимости координации действий в рамках Содружества. Таким образом, полагают наблюдатели, Содружество встречает 2003 г. со все более очевидным намерением создавать свою собственную оборонительную систему, выходящую за рамки отдельных государств - участников СНГ. Здравомыслящим политикам и военным сегодня этот путь представляется наиболее рациональным в области обеспечения безопасности любого государства СНГ.