0
1499
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.12.2002 00:00:00

Запад не поможет

Тэги: нато, снг, оборона, военные


Появившиеся вскоре после начала антитеррористической операции США и их союзников в Афганистане слухи о свертывании координации оборонной политики между странами СНГ оказались явно преждевременными, хотя и имели под собой достаточно серьезные основания. Мощь и результативность действий вооруженных сил США против талибов, их практически молниеносное проникновение на просторы Центральной Азии вынуждали многих аналитиков предрекать безвременную кончину практически всем военным институтам государств - участников СНГ.

Однако на практике все оказалось иначе. Хотя НАТО на уровне политических деклараций приветствует стремление некоторых стран СНГ к интеграции в атлантические структуры, но, оставаясь на позициях прагматизма, следует отметить, что пока не названа даже примерная дата вступления в альянс ни одной из стран СНГ. Ни одно из "независимых государств" даже в первом приближении не отвечает всему перечню политических, экономических, социальных и военных требований, которые предъявляются к странам-кандидатам. Разрешение проблем, возникающих на территории СНГ, как и раньше, остается делом рук исключительно самих государств Содружества. Проблемы в этой сфере по-прежнему связаны с распадом Советского Союза, когда образовался вакуум безопасности, представляющий постоянную угрозу для национальных интересов стран СНГ: международный терроризм, существующие и потенциальные очаги локальных конфликтов на всем Евразийском континенте, миграция населения и потоки беженцев, распространение преступности и наркотиков из периферийных регионов и др.

Все это, естественно, потребовало необходимых в этих условиях ответных шагов в виде попыток реализации тех или иных форм коллективной безопасности в рамках СНГ (или комплекса взаимосвязанных двусторонних соглашений в военно-политической области). За последние два-три года в сфере военного сотрудничества стран Содружества были предприняты некоторые достаточно эффективные меры - например, созданы Коллективные силы быстрого развертывания. Предстоит создание объединенной группировки, в которую могут войти те страны, которые подписали соответствующий договор. На центральноазиатском направлении такое формирование создали Россия, Казахстан и Киргизия. Правда, до сих пор объединенная группировка была малочисленной, потому имела больше политический смысл, нежели военный.

Гораздо серьезнее с точки зрения обороноспособности выглядит Договор о коллективной безопасности, в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Причем в любой системе региональной военной безопасности - сегодня и в обозримом будущем - Россия, видимо, будет играть главную роль. Поэтому приоритетным направлением оборонной политики России, несомненно, является укрепление военного сотрудничества в рамках СНГ. Это выгодно как Российской Федерации, так и другим членам Содружества. Попытки обойтись без Москвы в этом вопросе заранее обречены на неудачу. Об этом, в частности, наиболее ярко свидетельствует опыт так и не состоявшегося оборонного союза в рамках ГУУАМ. В этом году, отказавшись от военной помощи соседей, Грузия в одиночку так и не смогла окончательно решить проблему присутствия на своей территории террористических формирований. И наоборот - когда в 2000 г. на территорию Киргизии вторглись банды террористов и религиозных экстремистов, скоординированные действия государств - участников ДКБ позволили сравнительно быстро нейтрализовать эту весьма существенную для Бишкека угрозу.

Разумеется, военное сотрудничества в рамках государств - участников СНГ не лишено недостатков. Однако движение вперед очевидно. Во многом это подтверждают итоги недавно завершившегося в Москве заседания Совета министров обороны (СМО) государств - участников СНГ. В повестку дня очередного заседания было включено более 20 вопросов, связанных с дальнейшим укреплением военного сотрудничества в рамках Содружества. Этот факт свидетельствует о понимании оборонными ведомствами независимых государств необходимости координации действий в рамках Содружества. Таким образом, полагают наблюдатели, Содружество встречает 2003 г. со все более очевидным намерением создавать свою собственную оборонительную систему, выходящую за рамки отдельных государств - участников СНГ. Здравомыслящим политикам и военным сегодня этот путь представляется наиболее рациональным в области обеспечения безопасности любого государства СНГ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1167
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1337
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
796
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
648

Другие новости