Уходящий год для нефтегазовых стран Содружества прошел под знаком четырех символов: достижение, давление, конкуренция и неопределенность.
Достижений было немало. В первую очередь стоит отметить значительный прорыв, который сделали Казахстан, Азербайджан и Россия на Каспии. Подписанные двусторонние соглашения по разделу северной части водоема между этими тремя государствами фактически открыли новую страницу в истории каспийской нефтяной игры. Эти соглашения появились как ответ на тупиковую ситуацию вокруг вопроса о правовом статусе Каспийского моря. Осознав это, Баку, Россия и Астана сделали ставку на двусторонние соглашения, тем самым сдвинув с мертвой точки решение вопроса и создав правовую основу для более активных нефтегазовых разработок на Каспии. В данном случае обращает на себя внимание тесное сотрудничество между Россией и Казахстаном по поводу совместных разработок ряда нефтегазовых каспийских месторождений. Это значит, что у других иностранных инвесторов в лице России появляется достаточно серьезный конкурент, который уже сейчас имеет своей целью сократить влияние ОПЕК и активно наращивает добычу и экспорт нефти в объемах, сопоставимых уже в этом году с экспортом нефти из Саудовской Аравии.
К достижениям этого года можно отнести и улучшение отношений между Азербайджаном и Ираном. Недавний визит Гейдара Алиева в Иран и последующее заявление о том, что во время предстоящего в 2003 г. официального визита президента Ирана Мухаммада Хатами в Баку может быть подписано двустороннее азербайджано-иранское соглашение по Каспию, говорит о том, что маленький шаг к диалогу был все-таки сделан. В какой-то степени это связано и с началом долгожданного строительства нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в сентябре этого года. Естественно, что одним из важных условий для его реализации была безопасность, в том числе и в отношениях между прикаспийскими государствами. Также в нынешнем году было принято соглашение по строительству газопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан, благодаря которому реализуется главная мечта Туркменбаши - избавиться от российской зависимости.
Но не все нефтяные достижения этого года замыкались только на Каспийском регионе. Москва неплохо поработала на восточном направлении, усилив взаимодействие с Китаем по поводу увеличения экспорта российской нефти и газа в эту динамично развивающуюся страну, энергетический аппетит которой растет с каждым днем. Не стоит забывать и о проектах Сахалин-1 и Сахалин-2, которые, согласно прогнозам, будут обеспечивать Корею и Японию нефтью на 50-60%. Обращают на себя внимание и попытки России выйти на американский топливный рынок. Причем некоторые эксперты считают, что Кремль бросил вызов ОПЕК. Действительно, объемы добычи нефти и газа в России, Азербайджане, Казахстане и Туркменистане росли как на дрожжах. Этому в немалой степени способствовала и благоприятная ценовая конъюнктура на мировом рынке энергоресурсов. Кроме того, осложнение отношений между США и Саудовской Аравией после 11 сентября способствовало тому, что нефтегазовые ресурсы бывших советских республик стали рассматриваться уже как реальная альтернатива ОПЕК и ближневосточной нефти. Этот факт подтверждает раздраженная реакция ОПЕК на излишнюю активность молодых нефтегазовых игроков в лице того же Казахстана. Здесь можно вспомнить октябрьский призыв министра энергетики Алжира Шакиба Хелиля к странам - членам ОПЕК об объявлении ценовой войны Казахстану. По его словам, дешевое казахстанское сырье привлекает все больше покупателей на мировом рынке, поэтому нефтяной картель должен приложить все усилия для устранения конкурента.
Негладко складываются отношения между ОПЕК и Россией, которая уже не скрывает своих намерений заменить Саудовскую Аравию на мировом рынке нефти. Кстати, как очередной камень в огород ОПЕК можно рассматривать также и последний намек российского президента своему американскому коллеге Джорджу Бушу во время недавней встречи в Санкт-Петербурге: Владимир Путин заявил, что финансовые корни международного терроризма лежат именно в Саудовской Аравии - стране, которая играет роль первой скрипки в этой организации.
Но понятно, что интересы России не замыкаются только на установлении "нефтяного паритета" с ОПЕК, ибо с этого года Москва заявила и о своих газовых амбициях. Это явно прозвучало в словах Владимира Путина, который предложил создать газовый альянс между Россией, Казахстаном, Узбекистаном и Туркменистаном. На самом деле этот газовый блок уже существует, но пока лишь между первыми двумя государствами, создавшими совместную компанию "КазРосГаз".
При этом, в то время как с одними постсоветскими государствами Россия усиливала сотрудничество, на других она оказывала давление. Наглядный тому пример - ситуация с Украиной и Белоруссией, которым Кремль показал, что у "дружбы" есть конкретная цена.
Пока Россия давила на своих соседей, в дружественном Казахстане начали давить на инвесторов, что невозможно было представить в начале 90-х гг. Чем закончится это противоборство, пока неясно, однако очевидно, что амбиции казахстанской правящей элиты уже выросли из "коротких штанишек" и ее желание усилить контроль за деятельностью иностранных инвесторов является не случайностью, а закономерностью. Здесь Казахстан стоит на пороге новой конкуренции - конкуренции между российским нефтегазовым бизнесом и западными компаниями, для которых "золотое десятилетие" скорее всего уже закончилось. Эта борьба за нефть будет еще усиливаться во всех сферах нефтегазового бизнеса - будь то разработка новых месторождений, подрядные работы или транспортировка сырья.
Но, несмотря на все достижения, успехи и претензии, уровень неопределенности по поводу перспектив в нефтегазовой сфере на постсоветском пространстве достаточно высок. Особенно это чувствуется в условиях возможной войны в Ираке, последствия которой могут серьезно изменить существующее положение вещей в СНГ. По сути, эти перспективы могут зависеть также от политических процессов внутри постсоветских государств, так как внутренняя нестабильность в тех или иных странах Содружества будет отражаться на всей нефтегазовой обстановке в рамках СНГ. Не стоит забывать и вполне вероятные изменения в общемировом потреблении нефти. И здесь существуют достаточно противоречивые прогнозы. Оптимистический - по данным Министерства энергетики США и Международного энергетического агентства, спрос на нефть, стимулируемый США и странами ЮВА, за 20 лет может подняться с 75-77 млн. баррелей в сутки до 115-120 млн., что дает надежду постсоветским государствам занять свою стабильную нишу на мировом рынке. Пессимистический прогноз опирается на возможное сокращение спроса на нефть за счет увеличения потребности в газе, в первую очередь на Западе. Но даже в этом случае перспективы Казахстана и России очень даже неплохие, так как падение спроса на нефть в течение нескольких ближайших десятилетий можно будет компенсировать увеличением добычи газа.