0
1578
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.12.2002 00:00:00

Правила несоветской торговли

Тэги: снг, интеграция, ес, вто, рынок


Нынешний, 2002 год можно назвать годом экономических разочарований для многих стран СНГ. Государства, пытавшиеся избавиться от комплекса "младшего брата" в отношениях с Россией с помощью интеграции в западные экономические союзы, похоже, наконец осознали, что их мечта вряд ли осуществится в ближайшем будущем. И ВТО не торопится раскрывать двери странам СНГ, испытывая очень большие сомнения в "рыночности" их экономик; и Евросоюз, смирившись с экономической сумятицей, внесенной в его и без того не очень стройные ряды новыми членами, спешит закрыть границы хотя бы перед теми, кто на членство в ЕС пока даже не надеется. Весь прошлый год государства СНГ почти ежемесячно сталкивались со все новыми и новыми торгово-экономическими преградами, вводимыми со стороны ЕС. Причем ограничения чаще всего касались наиболее важных, так называемых бюджетообразующих, товарных групп. Не афишируемая, но явно ощущаемая торговая блокада со стороны Запада привела к тому, что в текущем году страны СНГ стали активизировать экономические связи в рамках Содружества.

Причем ситуация изначально была осложнена тем, что СНГ давно себя дискредитировало тысячами подписанных, но так и не реализованных документов о намерениях. Экономические структуры СНГ, по сути, даже стимулировали процессы дезинтеграции и размежевания в прошлом единого экономического пространства. За последнее десятилетие разрыв между уровнями экономического развития стран СНГ стал настолько большим, что не только интеграция, но даже сотрудничество в сфере торговли становится весьма проблематичным. Первопричина кроется в проводимой постсоветскими странами разной экономической стратегии. Так, если Казахстан и Киргизия осуществляют политику ускоренных рыночных реформ, то в Узбекистане, и особенно в Туркмении, до сих пор сохраняются многие элементы экономики советского периода, что существенно затрудняет выработку единых правил. Очевидна разница между экономическим развитием, например, Украины и Молдавии. Именно поэтому все до сих пор создаваемые экономические структуры в рамках СНГ работали по меньшей мере неэффективно.

Так, Центрально-Азиатское сообщество (ЦАС), в которое входят четыре центральноазиатских государства, сегодня является фактически мертвым образованием. Хотя, по сути, ЦАС уже давно не является экономическим блоком, но только в конце февраля нынешнего года страны - участницы этого альянса документально преобразовали его в политическую организацию. Подобные вынужденные (правда, никак документально не подтвержденные) трансформации произошли и в рамках ГУУАМ. Определенный потенциал, по мнению экспертов, есть у Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которая за последний год заметно активизировала свою экономическую деятельность. Однако несмотря на то что участниками ШОС являются традиционные торговые партнеры - Россия, Казахстан и Китай, неизвестно, сможет ли эта организация трансформироваться в экономический блок.

Приятным исключением из этого ряда может служить, пожалуй, только ЕврАзЭС. Показательно, что организация стала превращаться в действенный механизм экономического взаимодействия в рамках СНГ весной текущего года, параллельно с ужесточением экономического режима по отношению к странам Содружества со стороны ЕС. Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан по примеру стран ЕС решили устранить разделявшие их таможенные границы и обеспечить свободу передвижения и проживания своих граждан на территории этих государств. Правда, создание единого таможенного пространства возможно, как считают эксперты, не ранее, чем через 10 лет. Другой острейший вопрос - введение единой валюты - также не может быть решен в скором времени, поскольку рубль, которому изначально была уготована эта почетная роль, пока вызывает серьезные сомнения в своей стабильности. Но, несмотря на все очевидные сложности, можно с уверенностью предположить, что уже в следующем году ЕврАзЭС расширит свою торговую деятельность, поскольку в этом заинтересованы не только члены этого объединения, но и те государства СНГ, которые пока только наблюдают за развитием ситуации. Это тот случай, когда первый шаг - половина дела.

ЕС тоже создавался не в один день. Экономическая интеграция Европы началась с образования трех отраслевых сообществ, на что пришлось потратить 10 лет. Не за один год был сформирован общий рынок, а создание единого экономического пространства длится до сих пор. В целом формирование ЕС в его нынешнем виде проходило в течение полувека. Понятно, что у стран СНГ такого резерва времени нет. Поэтому они вынуждены спешить, срочно находя механизмы экономического сотрудничества, которые бы восстановили разрушенные с распадом Советского Союза экономические связи и компенсировали неоправдавшиеся надежды на сотрудничество с Западом. По сути, речь идет о выживании экономик стран СНГ, и идеология в этом вопросе отступает на второй план.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2018
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1291
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
955
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1258

Другие новости