Атака террористов "Аль-Каиды" 11 сентября 2001 года пробудила мир к суровой реальности: человечество осознало, насколько силен и опасен мегатерроризм. Большинство стран мира, включая Россию и Соединенные Штаты, серьезно уязвимы перед лицом террористической опасности, не исключена вероятность новых терактов с еще более разрушительными катастрофическими последствиями.
Чтобы предотвратить ядерные атаки, необходимо прежде всего организовать всеобъемлющую оборону - не на месяцы или годы, а на далекую перспективу. Потребуются энергичные превентивные меры и упреждающие удары; не исключены сдерживающие или оборонительные военные операции. Строгий пограничный контроль для пресечения контрабандного ввоза ядерных материалов столь же важен, сколь и противоракетная оборона.
В сентябре 2000 г., выступая в ООН на Саммите тысячелетия, президент России Путин предложил найти пути для предотвращения распространения ядерного оружия, исключив использование обогащенного урана и плутония в мировом производстве энергии. В совместной декларации о новом стратегическом партнерстве США и России, подписанной президентами Путиным и Бушем в мае 2002 г., заявлено, что оба государства будут бороться с "международным терроризмом и распространением оружия массового поражения". На июньском саммите "восьмерки" было принято соглашение о выделении 20 млрд. долл. на совместные проекты по нераспространению оружия массового поражения.
Но важно перейти от слов к делу. Так, программа Нанна-Лугара внесла реальный вклад в устранение ядерной опасности: на протяжении десяти лет она во многом способствовала сохранности ядерных материалов. Но, к сожалению, работа по обеспечению безопасности ядерных объектов полностью не завершена. Согласно докладам Министерства энергетики США две трети ядерных материалов в России по-прежнему содержатся в ненадлежащих условиях. По ряду причин график выполнения программы не соблюдается, поэтому ее завершение отложено до 2008 года. Если ничего не изменится, то, возможно, и этот срок окажется нереальным. Сдвинуться с мертвой точки невозможно без усилий обоих президентов, приложения огромной энергии, конкретных распоряжений, адекватного финансирования и отчетности, а также создания нового объединения, возглавляемого Россией и США, - Альянса против ядерного терроризма.
Для руководства группой, которая займется разработкой российско-американской стратегии, правительствам обеих стран следует назначить по одному представителю, каждый из которых будет отвечать непосредственно перед своим президентом. Определяя совместную стратегию и программу действий, ядерные супердержавы должны установить новые, соответствующие мировому уровню "стандарты международной безопасности". При этом следует в первую очередь учитывать инициативу о развитии новых ядерных технологий, выдвинутую Путиным на Саммите тысячелетия. Речь идет о технологиях, которые позволят производить электричество на основе низкообогащенного ядерного топлива, не используемого в производстве оружия.
Во-вторых, необходимо, чтобы в поле зрения США и России постоянно находились другие ядерные государства, и прежде всего Пакистан, в котором наиболее высока угроза хищений ядерного оружия. Очень важно выбрать правильный тон для приглашения вступить в Альянс против ядерного терроризма. Дипломатичное по форме, оно должно быть составлено так, чтобы было понятно: от этого предложения нельзя отказаться.
В-третьих, при разработке стратегии альянса следует учитывать все направления и страны, указанные в доктрине Лугара. Каждое из государств, располагающих ядерными материалами, должно внести свой вклад в обеспечение их сохранности. Это относится также к государствам, не обладающим ядерным оружием.
В-четвертых, Россия и США должны приложить все усилия, чтобы предотвратить дальнейшее распространение ядерного оружия, в частности, в такие страны, как Северная Корея, Ирак и Иран. Как показывают факты, действуя сообща, США и Россия способны вынудить то или иное государство к отказу от ядерных амбиций.