В последнее время я часто слышу высказывания о том, что после событий 11 сентября 2001 года Россия сделала резкий разворот в своих внешнеполитических приоритетах в сторону США, как бы отодвинув Китай на задний план. Подобной точки зрения придерживается часть ученых и в России, и в Китае. Вопрос этот, несомненно, острый и серьезный, нуждается в столь же серьезном ответе.
Я бы рассмотрел этот вопрос по-другому. Думаю, что в изменении внешней политики России и российско-американских отношений важен конечный результат, а не изначальные намерения. Ведь если нет желаемого результата, стратегическое направление внешней политики останется прежним, и наоборот, если результат достаточно серьезен, хотя первоначально ставились лишь тактические задачи, может начаться процесс стратегических перемен.
Перемены в российско-американских отношениях, конечно, влияют на развитие контактов между Москвой и Пекином. Но это влияние не всестороннее и не механическое, и из его усиления совершенно не следует, что российско-китайским отношениям будет нанесен какой-либо ущерб. Россия - слишком большое государство, чтобы проводить одностороннюю внешнюю политику, и Китай слишком велик, чтобы его могли "бросить".
Китай и Россия заинтересованы в создании более справедливого и равноправного мирового порядка, при котором они смогли бы играть достойную роль в решении международных проблем. Односторонний мировой порядок им не по душе. Они не хотят, чтобы одно государство навязывало свою волю всему мировому обществу. В регионе Центральной Азии Китай и Россия активно продвигают Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Прогнозы многих западных ученых о том, что Центральная Азия послужит яблоком раздора между Китаем и Россией, на поверку оказались несостоятельными.
Конечно, в китайско-российских отношениях есть и свои проблемы. Нам еще предстоит много сделать, чтобы преодолеть негативное психологическое отношение друг к другу, унаследованное от 60-70-х годов прошлого века.
В политическом плане самым отрицательным явлением можно считать пропаганду так называемой китайской угрозы. Эту тему в России часто искусственно раскручивают по разным мотивам, что может иметь далеко идущие политические последствия. Во многом надуманной является проблема нелегальной миграции из КНР в Российскую Федерацию. Численность мигрантов зачастую сильно преувеличивается российскими СМИ. Необходимо отметить, что процесс нелегальной миграции поддается контролю, в чем заинтересован и сам Китай. При совместных усилиях китайского и российского правительств эта проблема представляется решаемой.
На начало декабря намечен новый визит президента Путина в Китай. Этот визит очень важен кроме всего прочего еще и потому, что состоится первая встреча президента Путина с новым поколением руководителей Китая. Не будем забывать и о том, что сам Владимир Путин, в свою очередь, также представляет новое поколение в российском руководстве. Как начнут свой первый диалог лидеры наших стран и как сложатся их личные взаимоотношения - немаловажно для будущего китайско-российских отношений. Среди российских ученых существует озабоченность, что представители нового поколения китайских руководителей в отличие от своих предшественников не получали образования в Советском Союзе, не говорят по-русски, и это, мол, может сказаться на их отношениях с Москвой. Думаю, что хотя они и не учились в Советском Союзе, все же неплохо знакомы с русской культурой.
Смена китайских руководителей носит явно последовательный характер. А самое главное, китайско-российские отношения занимают стратегически важное место во внешней политике КНР и отвечают национальным интересам Китая. Эти отношения можно только развивать и углублять. Другое дело, что новое поколение китайских руководителей, наверное, люди столь же практичные, как президент Путин. Соответственно можно предполагать, что китайско-российские отношения приобретут более прагматичный характер.
Действительно, важным моментом для китайско-российских отношений является передача эстафеты от одного поколения руководителей другому. Стабильное, продолжительное, последовательное развитие китайско-российских отношений является необходимым условием для устранения негативных последствий прошлого и создания глубокого, прочного взаимного доверия между двумя государствами и обществами. Все это должно происходить как без резких скачков, так и без неожиданных спадов.
Шанхай