В последнее время активно обсуждается вопрос о новых отношениях между Востоком и Западом. Центром пересечения интересов стала Центральная Азия. Регион, как известно, богат энергетическими и другими стратегическими ресурсами. Значительные запасы нефти и газа, драгоценных и редких металлов превращают его в весьма важный геополитический фактор международных отношений. Кроме того, в регионе пересекаются крупнейшие коммуникации, идущие с юга на север и с востока на запад. Территория эта представляет собой некую пограничную зону между двумя цивилизациями - Востоком и Западом. Здесь сходятся интересы США, России, Китая, Ирана, Пакистана, Турции, Японии. Особенно почувствовал на себе это международное "внимание" Узбекистан - страна, занимающая центральное место в силу своего географического положения.
Караванный тракт, или Дорога жизни
Не только сейчас, но и в прошлом в этом регионе были сосредоточены интересы разных государств, так как здесь пролегал Великий шелковый путь - трансконтинентальная дорога, связующая античную и китайскую цивилизации. Во второй половине II в. до н.э. китайский дипломат и путешественник Чжан Цзянь впервые открыл для китайцев страны Средней Азии. Тем самым великая дорога соединила страны Средиземноморья и Китай.
Маршруты Великого шелкового пути проходили через территории с разными идеологиями, религиями и степенью экономического развития. Примечательно, что, несмотря на неоднократные изменения направлений караванных путей, в целом магистраль выстояла, и на протяжении многих веков тонкая шелковая нить надежно соединяла пространство и время, способствовала сближению и взаимообогащению культур и цивилизаций. Это был не просто караванный тракт, где осуществлялись торговые операции, но и заключались дипломатические договоры и военные союзы. Сейчас вновь заговорили о необходимости придания свежего дыхания древнему маршруту. Свою заинтересованность в реализации этого проекта уже высказали США, Китай, Япония, страны Центральной и Юго-Восточной Азии. В возрождение Великого шелкового пути вовлечены все страны Закавказья и Центральной Азии. Более того, многие эксперты склоняются к мнению, что восстановление Шелкового пути в исторических параметрах возможно даже при наличии сегодня множества конфликтов, в том числе "горячих".
Еще в советские времена, особенно в разгар перестройки, идея восстановления Шелкового пути была популярна и актуальна, поскольку многие лидеры азиатских государств видели в этой идее и геополитический смысл, и экономическую выгоду. Примерно так думали руководители Таджикистана, когда в 1992 г. подписывали меморандум о намерениях построить автомобильную дорогу - небольшой, в несколько десятков километров участок, который бы соединил таджикский Бадахшан с Пакистаном, а значит, с крупнейшими портами Индийского океана.
Президент Узбекистана Ислам Каримов на международной конференции "Возрождение исторического Шелкового пути" сказал: "Реализация проекта не только дает исключительную возможность доступа стран, не имеющих выхода к морю, к трансевропейским и трансазиатским транспортным сетям, но и открывает новые перспективы взаимовыгодной внешнеторговой деятельности стран - участниц проекта". Безусловно, важными направлениями в возрождении Великого шелкового пути станут торговля хлопком, энергоносителями, минеральными ресурсами, для чего будут использованы все виды транспорта. С другой стороны, Шелковый путь - это обмен технологиями, диалог и взаимообогащение культур, общий рынок, а значит, экономическая и политическая интеграция региона.
Хитросплетения интересов Востока и Запада
Восстановление Великого шелкового пути сегодня инициируется и диктуется извне. В этом в первую очередь заинтересованы государства, являющиеся крупными геополитическими игроками не только в регионе, но и в мире в целом.
Япония, в свою очередь, заинтересована в Центрально-Азиатском регионе, и в первую очередь в Узбекистане, говорит корреспонденту "НГ" доктор исторических наук Рахимджон Кадыров. Токио в последние годы проводит активную инвестиционную политику в экономику Узбекистана. Япония заинтересована в Узбекистане не только как в источнике сырьевых ресурсов, но и как в рынке для реализации своих товаров. И, безусловно, рассматривает Центральную Азию как связующее звено с Европой. Причем, восстанавливая данный маршрут, Япония избрала Узбекистан как "одну из солидных остановок" на Великом шелковом пути.
США также стремятся сохранить и упрочить свое присутствие в регионе. Поэтому узбекско-американское сотрудничество продолжает набирать темпы. И не только в военной сфере. США уже внесли и еще могут внести существенные коррективы в расклад сил и интересов в геополитической ситуации в регионе. Для Узбекистана экономическое сотрудничество с Америкой наиболее выгодно. Не последнюю роль в регионе играет и Турция. В начале 90-х годов Центрально-Азиатский регион буквально испытал на себе культурно-экономическую турецкую экспансию. Ислам Каримов в 1991 г. даже говорил, что будет проводить реформы в Узбекистане по турецкой модели развития экономики. Однако, по мнению экспертов IWPR, осуществить это не удалось по причине того, что Узбекистан не хотел увеличения турецкого влияния на политику республики. Но экономические отношения между странами сохранились. Турция - наиболее развитая страна среди тюркоязычных государств, и она стремится стать центром консолидации. Именно эти обстоятельства заставляют ее делать большие вливания в экономику Узбекистана и в другие центральноазиатские страны СНГ.
Китай также стремится к лидерству в регионе. Пекин успешно реализует экономические проекты во всех центральноазиатских странах. Узбекистан готов создать благоприятные условия для привлечения инвестиций китайских предпринимателей. Сегодня одним из приоритетных направлений является строительство транспортных магистралей. После этого произойдет полное возрождение Великого шелкового пути в его "железнодорожном" варианте от Атлантического до Тихого океана. Узбекистан и Китай имеют единую позицию по вопросам обеспечения безопасности и стабильности в регионе. Оба государства сотрудничают в рамках Шанхайской организации.
Россия на протяжении последних лет пыталась доминировать в регионе и поставить военно-политические интересы впереди экономических, благодаря чему окончательно утратила свои позиции. Экономика России и Узбекистана остается тесно связанной. "Сегодня Узбекистан рассматривает Россию как огромный рынок для наших товаров, как поставщика, как донора", - отметил в беседе с корреспондентом "НГ" доктор исторических наук Ахад Ходжаев. Кстати, Узбекистан первым из стран СНГ стал покупать эфирное время на российских телеканалах для рекламы узбекско-южнокорейских автомобилей "Daewoo".
Широкий круг влиятельнейших внешних сил, стремящихся возродить проект Великого шелкового пути в условиях XXI века, как ни странно, тормозит реализацию идеи по причине разнонаправленности интересов внешних игроков.
От зоны конфликтов - к региону благополучия
Однако основные проблемы Шелкового пути связаны со сложностями самого региона, на разрешение которых потребуется еще длительное время. К таким "проблемным странам" в первую очередь относится Афганистан. Хотя в результате проведенной США и странами НАТО операции "Несокрушимая свобода" движение "Талибан" как единая сила было устранено, однако Афганистан остается источником религиозного экстремизма, наркобизнеса и нелегальной торговли оружием. Кстати, по оценкам ООН, на руках у населения страны находится до 10 млн. единиц стрелкового оружия. При том что угроза дестабилизации региона еще длительное время будет сохраняться, Ташкент намерен принять непосредственное участие в восстановлении мирной жизни Афганистана, отметил в беседе с корреспондентом "НГ" профессор, доктор философии Бахтиер Каримов. Афганистан для Узбекистана представляет особый интерес, поскольку именно через эту страну пройдет трубопровод, с которым Ташкент связывает большие надежды. По афганской территории должно быть проложено 764 км трассы. Кроме того, Афганистан станет одним из потребителей узбекской электроэнергии. Эта страна также стала одним из звеньев проекта ТРАСЕКА.
Другой южный сосед Узбекистана - Туркмения. Еще в 1992 г. между правительствами двух стран было подписано соглашение о строительстве железнодорожной линии Теджен-Серахс. А в 1996 г. к этому договору присоединились Азербайджан, Грузия и Иран, и ветка была продолжена до Мешхеда, войдя в состав трансазиатской магистрали, соединяющей Пекин со Стамбулом. Однако уже в первые месяцы соглашение о железнодорожных грузовых перевозках в рамках проекта ТРАСЕКА начало давать сбои по причине отказа туркменской стороны выполнять обязательства о предоставлении 50-процентной скидки за транзит. Более того, Ашхабад увеличил на 20% НДС на узбекские грузы, из-за чего грузооборот по этому маршруту заметно снизился. Как известно, отношения между странами не самые теплые. Туркмения ориентируется на Турцию, в то время как Узбекистан - на Европу, США, Японию.
Что касается соседних Киргизии и Таджикистана, то Узбекистану необходимо решить немало проблем, в частности, вопрос границы. Несмотря на то что по большей части границы президенты соседних государств уже договорились, предстоит еще демаркация. Дело усложняется и тем, что Узбекистан, опасаясь проникновения боевиков ИДУ на свою территорию, частично границу заминировал. Трудно себе представить, чтобы в древние времена на всем протяжении Великого шелкового пути создавались подобные препятствия.
В свою очередь, таджикские предприниматели жалуются на то, что в сельскохозяйственный сезон узбекская сторона препятствует транзиту грузов из таджикских районов через Узбекистан дальше на север. Кроме того, не решены также между Узбекистаном и Киргизией проблемы воды. С другой стороны, между Ташкентом и Бишкеком, Ташкентом и Душанбе достигнуты соглашения о поставках газа.
Отношения Узбекистана с Казахстаном, напротив, в последнее время коренным образом изменились. В прежние годы обе страны конкурировали за лидирующие позиции в регионе. Казахстан заявлял о своем ключевом положении связующего звена между Азией и Европой, о своем соседстве и близких отношениях с Россией. Узбекистан же якобы основывал свою позицию на том, что является государством с самым большим количеством населения, и узбеки - самая многочисленная нация в регионе. Вместе с тем в беседе с корреспондентом "НГ" министр иностранных дел Абдулазиз Камилов отметил, что Узбекистан никогда не ставил перед собой такой цели, как борьба за лидерство, и приоритетом для него являются равноправные отношения. Только с Казахстаном Ташкент полностью решил вопросы границы. И напоследок. Даже в периоды жесткого военного противоборства между странами Шелкового пути стороны конфликта, руководствуясь соображениями собственной выгоды, не прекращали торговать. Вполне возможно, что и сегодня экономика возьмет верх над политикой и поможет странам Шелкового пути укрепить отношения между собой.
Ташкент-Москва