"Все о "кей!"-говорил Рамсфелд 19 лет назад президенту Ирака и повторяет это сейчас.
Мир завороженно взирает на Вашингтон. Уломает он или нет остальных постоянных членов Совбеза ООН принять новую резолюцию, которая может быть затем использована для оправдания готовящегося американского военного удара по Ираку? Или президент Буш обойдется без этого и пустит в ход большую дубину против Ирака без оглядки на ООН? И если начнет поход на Багдад, то когда? Правда, международная дипломатия еще надеется как-нибудь удержать Соединенные Штаты от непредсказуемой по возможным последствиям войны во взрывоопасном регионе. Но, похоже, не с большим успехом, чем лилипуты, пытавшиеся сковать своими ниточками Гулливера.
События, разворачивающиеся вокруг и по поводу Ирака, во многом напоминают театр абсурда. И надо же было Нобелевскому комитету присудить премию мира 39-му президенту США Джимми Картеру, чтобы выразить таким образом нечто вроде порицания 43-му президенту Джорджу Бушу, политику которого европейцы считают опасной для мира.
"Дни, когда Ирак действует как государство, не признающее закона, близятся к концу", - заявил на днях хозяин Белого дома. Но это нисколько не мешает ему радоваться полученным от конгресса полномочиям решать по собственному разумению вопрос о вторжении в Ирак.
Конечно, двойная мораль - примечательная, сколь и прискорбная примета не только политики США. Но в настоящее время она отличает прежде всего идеологические и стратегические установки Вашингтона. Вспоминается старый афоризм: "Державное могущество - это возможность ничему более не учиться".
К сожалению, разработчики внешней политики единственной сверхдержавы как никогда прежде фетишизируют ныне свободу ее силовых действий вплоть до "справедливых" превентивных войн. При этом безусловный приоритет отдается ее эгоистическим устремлениям даже в противовес остальному международному сообществу.
Императивы борьбы с терроризмом, долг перед нацией и человечеством, высшие законы нравственности, по утверждениям Вашингтона, просто обязывают во что бы то ни стало "сбросить диктаторский режим Саддама", уничтожить имеющееся у него оружие массового уничтожения. Есть оно у Ирака или нет - еще предстоит установить инспекции ООН. Но если такое оружие вдруг и обнаружится, то именно вашингтонским проповедникам высокой морали не мешало бы вспомнить о некоторых событиях не столь далекого прошлого.
Недавно журнал "Ньюсуик" опубликовал прелюбопытнейшую запись состоявшейся в декабре 1983 года в Багдаде беседы спецпредставителя тогдашнего президента США Рональда Рейгана с Саддамом Хусейном. Посетитель из Вашингтона передал "приветы от президента", а иракский правитель вел беседу "оживленно и доверительно". Речь шла об улучшении отношений между обоими государствами и о некоторых конкретных делах. Собеседники установили необходимое взаимопонимание. Причем в ранге специального посланника Рейгана переговоры в Багдаде вел, оказывается, не кто иной, как нынешний шеф Пентагона Дональд Рамсфелд, предающий сейчас всяческой анафеме своего былого партнера по "доверительным беседам".
Миссия Рамсфелда удалась. Была достигнута договоренность о поддержке Соединенными Штатами Ирака в его войне с Ираном, который считался тогда главным врагом Америки в данном регионе. В течение последующих восьми лет через Египет в адрес Хусейна в условиях строжайшей секретности происходили поставки различных видов американского оружия. Багдад снабжался также оперативной развединформацией, полученной с помощью американских спутников, которая была чрезвычайно важна для ведения иракских военных действий. Все это продолжалось в том числе и в первые годы президентства Джорджа Буша-старшего.
Достоверно установлено, что в те годы власти США разрешали продажу для Ирака американского оборудования и материалов для производства химического и бактериологического оружия. Этому не помешало даже бесчеловечное применение Хусейном в 1988 году боевых отравляющих веществ против собственного населения, повлекшее гибель более 5 тыс. мирных жителей в курдских районах Ирака. В свою очередь, багдадское агентство по атомной энергии в течение многих лет закупало в США различные виды лабораторного оборудования. "Соединенные Штаты, - резюмировал еще в 1992 году председатель одной из комиссий конгресса Дональд Ригл, - снабжали правительство Ирака материалами, которые содействовали иракским программам развития химического и биологического оружия, а также ракетных систем". Всего власти США выдали не менее 700 лицензий на вывоз в Ирак товаров так называемого двойного назначения, вполне пригодных и для производства оружия массового уничтожения.
Вот и вся мораль.