0
1913
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.10.2002 00:00:00

Зачетка станет кредиткой

Тэги: снг, образование, филипов


- Между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией уже несколько лет существует договор о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании. Недавно к ним примкнул и Таджикистан. Намерены ли другие страны СНГ присоединиться к этому альянсу?

- Еще двенадцать лет назад все мы были одной страной. Во всем мире было известно советское образование. Когда мы стали независимыми, у многих появилось желание иметь собственные дипломы. И если российские документы об образовании Запад по традиции еще признает, то другие страны бывшего СССР достаточно быстро ощутили и поняли, как нелегко добиться этого признания. Одновременно появилось понимание того, что Запад не очень заинтересован в нас. Существуют корпоративные интересы образования и рынка труда - в первую очередь трудоустроиться в Западной Европе смогут выпускники западных университетов.

Все это объединило нас в желании подписать соглашение: с одной стороны, поможем друг другу в признании наших дипломов, а с другой - тем самым формируется общее образовательное пространство в рамках СНГ.

Подписанное соглашение очень важно - оно позволяет пяти странам Содружества координировать свои образовательные реформы, чтобы не разойтись окончательно. Причем дипломы этих государств будут не только аутентичными, но и дадут колоссальные преимущества детям, проживающим в этих странах. Но на Россию это накладывает определенные обязательства. Так, в российские вузы граждане Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана могут поступать бесплатно. Однако дети, которые хотят поступить в наши вузы, должны иметь адекватное российскому среднее образование.

Сейчас процесс интеграции вроде бы пошел, и к нашей "пятерке" настроены присоединиться еще три страны - Молдавия, Армения и Азербайджан.

- В каких странах Содружества система образования близка к российской?

- В первую очередь в Белоруссии. Очень близка к нам Армения. Как ни парадоксально, разительно стала отличаться от российской украинская система образования - в этой стране введена "двенадцатилетка", трехлетний бакалавриат и так далее.

- Почему Москва так заинтересована в том, чтобы дети из государств СНГ получали российское образование?

- Подготовка кадров для этих стран - в какой-то степени долг и обязанность России, ведь во времена Союза престижные вузы концентрировались в Москве и Ленинграде.

В первые годы независимости Россия решила не принимать студентов из государств СНГ, все вузы обособились.

Все, кроме Московского государственного университета. И сегодня я благодарен ректору МГУ Виктору Садовничему за его дальновидную политику. Этот вуз, принимая детей из постсоветских стран по конкурсу, отбирал самых одаренных и обучал за собственные деньги элиту общества. То есть МГУ реализовал на своем примере тот самый американский опыт, который сейчас собирается практиковать Россия.

Так, сегодня есть идея создать на базе Ивановской международной школы-интерната учебное заведение, куда будут привлекаться способные и одаренные школьники из стран Содружества.

- Во что обходится российскому бюджету бесплатное обучение студентов-иностранцев?

- Тратится немного. Сегодня на бесплатной основе в России учатся 600 тысяч студентов, студентов-иностранцев - 4 тысячи, то есть меньше одного процента. К сожалению, другие страны мира - Япония, Вьетнам, Китай - республикам бывшего Союза выделяют намного больше бюджетных стипендий, чем Россия. К примеру, сегодня казахи, узбеки и азербайджанцы могут почти свободно поступать в вузы Турции. А это означает, что в скором времени политические и экономические позиции в этих странах займут выпускники Турции, Америки или Франции, а не России.

Образование - это и геополитика. Например, сегодня России нужно взращивать и поддерживать специалистов для Вьетнама. В этой стране пока наших выпускников много, например мой вьетнамский коллега окончил минский вуз и хорошо говорит по-русски. Но сегодня этой страной очень заинтересована Франция, и скоро большое количество рабочих мест там займут выпускники французских университетов. И совместное российско-вьетнамское нефтедобывающее предприятие, которое находится на территории этого государства, рискует быстро уйти из рук России, если та не будет поставлять туда свои кадры. То же и со странами СНГ. Так что образование сегодня - ключевой политический вопрос.

- Сейчас одним из острых вопросов является деятельность филиалов российских вузов и русcкоязычных школ на постсоветском пространстве - их число с каждым годом неуклонно сокращается. Российская сторона влияет как-то на этот процесс?

- С одной стороны, страны Содружества можно понять: когда государство становится независимым, оно должно в первую очередь проводить свою политику в области родного языка, в том числе и в школе. Но страны СНГ стали спешить, потому что разумный срок перехода образовательного процесса с русского на национальные языки - 50-70 лет, они же захотели изменить ситуацию за 3-5 лет. Отсюда и проистекают всевозможные перехлесты. Действительно, во всех этих республиках остался большой процент русскоязычного населения. Россия заинтересована в защите его прав - значит, и Минобразования тоже не должно оставаться в стороне. При правительстве РФ создана комиссия по гуманитарному сотрудничеству с государствами СНГ, в рамках которой оказываем помощь в приобретении учебников для русскоязычных школ, ведем переподготовку преподавателей. Но заботиться об образовании русских, которые проживают в постсоветских государствах, должна не только Россия, но и те страны, гражданами которых они являются. Я считаю недальновидной такую политику, когда русский язык просто убирается из школьной программы, что, собственно, практикуется сегодня в ряде украинских школ. Происходит отток русскоязычного населения, в то время как все более-менее цивилизованные страны борются за прирост населения. По крайней мере за прирост специалистов - ведь, как правило, уезжают люди с высшим образованием, а это колоссальный капитал.

Стратегически Россия, может быть, и заинтересована в том, чтобы русские специалисты приезжали на историческую родину. Однако мы понимаем, что это весьма сильно ослабит страны СНГ. Что, очевидно, уже и ощутили некоторые республики. Например, Киргизия, которая недавно реабилитировала русский язык в качестве второго государственного после ряда лет отсутствия такого статуса.

- На алма-атинском форуме министры образования СНГ одобрили развитие дистанционного образования. Что это за форма обучения?

- Одни родители не хотят или боятся отпускать детей учиться в Россию, некоторым это просто не по карману. А дистанционное обучение дает возможность получать образование в престижных российских вузах, не выезжая из родной страны - задание приходит по интернету, причем студенты могут с помощью компьютерной сети консультироваться с преподавателями. Таким образом можно получить гуманитарное образование, но не инженерное и не медицинское. В перспективе дипломы "дистанционных" студентов будут признаны наравне с дипломами обучавшихся по очной или заочной форме.

Россия сейчас проводит масштабную политику по внедрению дистанционного образования на территории СНГ, но мы пока отстаем от Европы. Кстати, эту нишу на рынке образовательных услуг заняли совершенно неожиданные страны, в отличие от нас обеспеченные деньгами. Например, во время визита в Шри Ланку российская делегация с удивлением обнаружила огромный университет дистанционного обучения, где работают около 700 норвежских преподавателей. Норвегия на Цейлоне реализует дистанционным образом образовательные программы десятков европейских университетов.

- Как вы считаете, будет ли уровень дистанционного образования достаточным для подготовки квалифицированных специалистов?

- Эта система развивается всего десять лет. И говорить о том, что дистанционное образование хорошее, пока рано. Но я абсолютно уверен, что это необратимый процесс - в свое время в каждом доме появились радио, телефон, телевизор, теперь придут компьютер и интернет. И многим будет удобнее получать образование, не выходя из дома. Но, чтобы обеспечить качество этого процесса, понадобится не менее 20-30 лет.

- Страны СНГ планируют создать единый центр аккредитации вузов. Что это даст?

- Этот центр создается для того, чтобы проанализировать, какие у государств СНГ существуют требования к оценке качества образования, ведь в каждой стране - своя система. Это необходимо сделать, потому что сегодня на постсоветском пространстве существует довольно много вузов, качество образования которых вызывает большие сомнения.

- А кто определяет эти критерии?

- Создан специальный совет из представителей государств СНГ, который и будет заниматься разработкой общих для всех стран Содружества принципов, критериев качества образования. Сегодня образование вышло на рынок, при этом в силу массовости высшего образования оно может быть разным, как вино в киоске, - хорошее и халтура.

- Очередная встреча министров образования стран СНГ состоится в декабре в Санкт-Петербурге. Какие вопросы вы бы хотели задать своим коллегам по Содружеству?

- Прежде всего мы будем обсуждать Болонское соглашение, названное так по месту подписания. В 1999 году в итальянском городе Болонья 29 европейских государств приняли декларацию, согласно которой в течение 10 лет в Европе должна быть построена единая структура высшего образования. Главная цель этого процесса - принятие понятных, взаимопризнаваемых квалификационных стандартов. Вводимая общая система образования будет состоять из трех циклов: 12-13 лет школьного образования, незаконченное высшее образование с титулом "бакалавр" продолжительностью минимум 3 года и квалификацией, годной как для рынка труда, так и для продолжения образования, и законченное высшее образование с титулами "магистр" или "доктор". На сегодняшний день к этому соглашению присоединились 34 страны Европы - России и стран СНГ там нет. С одной стороны, нас там не очень и ждут, но Россия должна попасть в этот альянс, чтобы быть конкурентоспособной. Ведь входящие в него страны намерены создать единую систему оценки знаний - credit system, которая даст возможность все программы и дисциплины вузов этих европейских государств признать аутентичными. К примеру, французский студент может отучиться семестр в вузе своей страны, другой - в Варшавском университете, и все дисциплины ему будут зачтены. Если же мы окажемся вне этого поля, наше образование не будет признаваться в Европе.

- Какие-то шаги сделаны в этом направлении?

- Россия сегодня единственная европейская страна, которая еще не перешла на двенадцатилетку. И пока она не готова к этому. Но систему "бакалавр-магистр" мы уже ввели. В течение ближайших пяти лет планируется отработать систему кредитных оценок - вместо троек, четверок и пятерок в вузах будут выставлять так называемые кредиты. За десять лет необходимо реализовать эти меры для признания российских образовательных программ на европейском рынке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2022
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1293
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
957
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1260

Другие новости