0
2648
Газета Дипкурьер Интернет-версия

07.10.2002 00:00:00

Европа останется конгломератом государств

Тэги: караганов, европа


- Сергей Александрович, действительно ли на старый континент нагрянул кризис идентичности?

- Я полагаю, что подлинного кризиса идентичности Европы все-таки не существует. Скорее дело в другом. Десять лет назад Европа поставила перед собой далеко идущие задачи, в том числе и по фактическому превращению Европейского союза в квазифедеративное государство. Это оказалось делом гораздо более сложным, чем поначалу предполагалось, несмотря на огромный прогресс - в движении к единой валюте, к единым социальным и иным нормам. Тем не менее мы видим сейчас, что Европа скорее движется не к федеративному государству, а в несколько ином направлении, что расширение ЕС, а также многие глобальные проблемы ведут к тому, что государство как таковое сохраняется и что Евросоюз не смог до сих пор создать единой внешней политики.

Там, где и существуют элементы единой внешней политики - это все-таки единая внешняя политика по нижней общей рамке. Очень слаба оборонная политика. Мне кажется, что имеет место кризис, связанный с недовыполнением или полной нереализацией тех планов и замыслов, которыми европейцы жили десять лет назад. На практике осуще-ствляется английский вариант развития Европы, хотя Англия, как известно, в определенной мере дрейфует в стороне от общеевропейских тем. Когда-то был спор: углублять сотрудничество на континенте или расширять? И как раз Англия выступала именно за расширение.

Великобритания всегда очень боялась ограничить свой суверенитет. Боялась, во-первых, потерять свою традиционную роль посредника между Европой и США, а во-вторых, потерять возможность решать свои проблемы самостоятельно. Поэтому она выступала за расширение.

Естественно в течение этого периода шел и процесс углубления общеинтеграционных процессов, то есть создания единых норм, единой политики, единой бюрократии, единой культуры, шел параллельно с процессом расширения. Но все-таки последний берет верх над углублением. Повторяю, это не кризис европейской идентичности, а кризис планов быстрого строительства единой Европы.

- А существует ли предел расширению НАТО и Европейского союза? Сумеют ли нынешние структуры этих двух организаций адаптировать, как предполагается, почти по десятку новичков каждая?

- Никто, думаю, пока не может толком ответить на данный вопрос. С одной стороны, конечно, и НАТО и ЕС смогут более-менее безболезненно адаптировать новичков с востока континента. Особенно это относится к НАТО, потому что адаптация к альянсу - вещь довольно простая, и только некоторые наши специалисты или лжеспециалисты продолжают твердить о том, что, для того чтобы вступить в НАТО, нужно полностью поменять свою военную политику, все калибры вооружения и т.д.

НАТО - военный союз, но он все больше дрейфует в сторону военно-политического объединения, одновременно теряя свою идентичность. Более того, альянс теряет ее фактически с самого начала своего суще-ствования, потому что был-то он создан ради всего лишь двух целей. Про первую из них то ли никто не знает или никто не говорит: это было предотвращение прихода к власти коммунистов в странах Западной Европы. Вторая цель - это военно-политическое сдерживание Советского Союза. Сейчас обе главные цели абсолютно потеряли свой смысл. Именно по этой причине происходит просто чудовищный кризис идентичности в Североатлантическом союзе.

Другое дело, что по дороге НАТО приобрео несколько новых функций. Теперь это стабилизатор европейских отношений. И в первую очередь - интегратор Германии. Механизм, препятствующий денационализации европейской политики в военной области. Это инструмент привязывания США к Европе, поскольку не только американцы через механизм НАТО держат военно-политическую сферу в Европе под своим контролем, но и европейцы имеют возможность влиять на американскую политику или, во всяком случае, не давать американцам пуститься в одностороннее плавание.

Наконец, альянс превратился в очень сильный бюрократический механизм. Он может еще довольно долго существовать, может быть, даже одно-полтора десятилетия. Даже может и дальше расширяться. Единственная проблема, которая висит над НАТО последнее десятилетие, - в каком направлении двигаться? Сможет ли альянс перестать быть тем, чем он был - евроцентристским союзом, и стать союзом глобальной безопасности? Пока он не готов сделать такой выбор. Поэтому идут какие-то смутные дискуссии, совершается огромное количество бюрократических вывертов, но на главный вопрос ответа нет.

НАТО - устаревший союз, он может модернизироваться, только став основой нового союза безопасности, а для этого ему нужно, конечно, принимать в свой состав Россию. Но в таком случае он окончательно распрощается со своими родовыми признаками. Плюс пройдет перераспределение сил и обязанностей внутри союза. И здесь я не вижу пока готовности НАТО и России идти так далеко, превращать НАТО в союз безопасности для XXI века. НАТО при всех своих попытках модернизации остается союзом для отражения вызовов прошлого.

- Зато более динамично развивающийся Евросоюз, наверное, имеет лучшие возможности для расширения и адаптации новых членов?

- Евросоюз имеет достаточно эффективную машину расширения и адаптации. Пусть и с потерей темпа и глубины интеграции, но он может идти достаточно далеко. Другое дело, что он после ближайшего приема новичков выберет почти весь свой ресурс: ведь расширение произойдет за счет наиболее благоприятных, позитивно экономически развивающихся государств ЦВЕ.

Видимо, он пока не возьмет в свои ряды Румынию с Болгарией, которые экономически развиваются неэффективно, и встанет на границах с Украиной, Белоруссией и Россией. Затем будет происходить пяти-десятилетний период адаптации. Я полагаю, что России необходимо и далее сближаться с ЕС, создавать единую экономическую зону, насколько можно сближать законодательство, создавать единую "человеческую зону", о которой мы пока очень мало говорим, то есть зону относительно свободного передвижения. Необходимо выстроить и единую зону внутренней безопасности, а именно - систему организаций и процедур, которые содействовали бы тому, чтобы внутри по крайней мере "Большой Европы", вбирающей в себя и Россию, существовали общие механизмы противодействия таким явлениям, как терроризм, наркотики, незаконная торговля людьми и т.д. Это все крайне необходимо сделать.

Встанет ли вопрос о включении России в Евросоюз - не знаю. Нужно двигаться в этом направлении, понимая, что Европа и культурой наиболее близка нам, и экономическое сотрудничество с ней очень нам выгодно. Тем не менее нужно посмотреть, что такое будет Евросоюз через 10-15 лет и что такое будет Россия через 10-15 лет.

Не будем забывать, что в Евросоюзе существуют и очень многие негативные стороны. Например, единая политика в области сельского хозяйства - это, по существу, чудовищная отрыжка далекого прошлого, смесь национализма с царизмом. Нам такое ни к чему. Вообще есть многие аспекты внутреннего функционирования Евросоюза, которые Россию на ее уровне развития не устраивают.

- Можно ли говорить о том, что сейчас Европа опять усиленно занялась поиском своего места в мировой иерархии?

- Так она всегда увлекалась этим занятием! Ныне Евросоюз фактически является первой в экономическом отношении "державой" мира. Но во внешнеполитическом, в военном аспектах он если не карлик, то очень небольшой "человечек". Наблюдаются попытки усилить позиции в этой области, но они наталкиваются на то обстоятельство, что евросоюзные решения принимаются, как я уже говорил, по нижней общей рамке.

Появилась еще одна огромная проблема, которая заключается в том, что Евросоюз и вообще Европа, с одной стороны, и Соединенные Штаты Америки - с другой, в политико-культурном отношении начали двигаться в разных направлених. Все заметнее у них проявляются иные подходы к политике применения силы, к внешней политике.

- Какую роль, на ваш взгляд, в политике европейских стран играет фактор Китая?

- Китайский фактор в политике европейских стран пока не определен. Европа не знает, что ей делать с Китаем. И вот в этой сфере Россия имеет возможность сыграть очень позитивную роль, тем более что Китай сейчас вступает в очень динамичную фазу развития. Для нас он является стратегическим партнером и должен быть стратегическим другом. А мы заинтересованы в том, чтобы Европа играла на нашей стороне.

- Так каков же ваш прогноз на обозримое будущее - что все-таки ждет Европу: останется ли она максимально тесным сгустком национальных государств или примет форму некой конфедерации?

- Думаю, что мой ответ не устроит многих людей, которые мечтают об единой Европе. Скорее всего на континенте будет существовать экономический и социальный союз со многими общими элементами во внешней политике и безопасности. Но это все-таки будет конгломерат государств. Я думаю, что тенденция к федерализации если и не повернулась сейчас вспять, то основательно замерзла.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1323
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
852
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1599
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1555

Другие новости