- Какова была основная цель вашей поездки?
- Главным образом - решить ряд конкретных вопросов военного сотрудничества. А во-вторых, в качестве сопредседателя российско-армянской комиссии по экономическому сотрудничеству я участвовал в обсуждении вопросов соответствующего порядка. Причем хочу подчеркнуть, что между Арменией и Россией создана уже такая правовая база, такие межгосударственные, межправительственные и межведомственные договоренности, что они уже вывели нас на уровень стратегических отношений. Это же позволило нам с российским министром обороны Сергеем Ивановым подписать несколько важных документов.
Мы довольно подробно обсудили очень существенные вопросы, касающиеся прежде всего безопасности Армении и России. Дело в том, что в этом году наши страны создали общую войсковую группировку. И верховными главнокомандующими вооруженных сил России и Армении утверждены планы ее применения. Естественно, сразу возникло много вопросов, которые необходимо не только обсуждать, но уже и решать конкретно. Главное, чтобы эта группировка, когда придется ее применить (не дай, конечно, бог!), ни в чем не нуждалась.
- О каких потенциальных опасностях говорите вы? Связано ли это с тем, что несколько лет назад Турция пыталась наказать Армению из-за Карабаха и готова была осуществить прямое военное вмешательство?
- Действительно, сейчас публикуются мемуары бывших дипломатов, работающих в Армении, которые, в свою очередь, ссылаясь на мнения американских и французских дипломатов, утверждают, что у Турции действительно были планы вооруженным путем решить карабахский вопрос и даже ввести ограниченный контингент своих войск туда. И в этом смысле я не мог бы отрицать, что российско-армянская военная группировка является серьезным аргументом, если такая угроза возникнет вновь.
- Но как все это соотносится с вашим заявлением, сделанным не так давно в Вашингтоне, что вы не видите препятствий для американского военного присутствия в Армении?
- Я никогда не делал заявлений в таком контексте. Я говорил о том, что развитие армяно-американских военных отношений не мешает укреплению и армяно-российских военных связей. При этом я подчеркивал, что армяно-американские военные отношения ни в коей мере не развиваются за счет армяно-российских военных отношений. Должен напомнить, что изначально - в отличие от наших соседей - мы не стремились к контактам с НАТО. Мы всегда считали, что для Армении будет самым благоприятным, если российско-американские отношения в этой области будут идти по восходящей.
- Но не должно ли Россию настораживать то, что развитие отношений Армения-НАТО идет если не опережающими, то заметными темпами? Вы ведь уже достигли договоренностей о проведении совместных учений в республике в 2003 году?
- Я не вижу здесь почвы для тревоги. Российские военнослужащие также могут принять непосредственное участие в этих учениях, во всяком случае, такое приглашение российскому военному руководству мы обязательно пошлем.
- В чем будет заключаться смысл маневров с НАТО?
- Они будут очень похожи на те учения, которые в этом году прошли в Грузии. То есть мы не будем отрабатывать какие-то конкретные боевые задачи. Главная задача будет состоять в том, чтобы отреагировать на ту или иную кризисную ситуацию в предполагаемой стране и оценить, какой может быть роль коллективных сил в преодолении какого-то конкретного кризиса.
- Столь заметная ваша активность на ниве сотрудничества с США и НАТО дает повод оппозиции активно обвинять власти в Ереване в смене пророссийского политического курса на проамериканский.
- Честно говоря, я себя не считаю ни прорусским, ни - тем более - проамериканским политиком! Я себя считаю, если можно так выразиться, проармянским государственным деятелем (мне не очень нравится в данном случае употребление слова "политик"). Конечно, некоторые представители оппозиции могут обвинять меня в переориентации на прозападную или, как им будет угодно, на проамериканскую линию, но вряд ли они сами верят в то, что говорят.
- Но повод дает и то, что основные предприятия, которые сегодня есть в Армении, передаются под контроль западных государств. Причем вы опять же являетесь главным фигурантом этих обвинений. Как бы вы могли это прокомментировать?
- Вот нас ругают, скажем, за распределительные электросети, которые мы якобы предпочли отдать Западу, а не России. А вы знаете, что эти самые электросети России были предложены не раз и не два. Но если у российских предпринимателей и руководства российских энергосистем нет желания их приобретать, не можем же мы силой заставить их сделать это. С другой стороны, мы очень заинтересованы в развитии наших энергосетей, заинтересованы в инвестициях, в конкретном хозяине, который может устранить потери и сделать многое другое, что связано с этими сетями. Поэтому что же нам оставалось делать?
Но на самом деле в Армении действует очень много армяно-российских совместных предприятий, и говорить о том, что, мол, из других государств приходят, без проблем становятся собственниками, и усматривать в этом "изменение курса"... Я считаю, что это по меньшей мере несерьезно. Даже смешно. Ведь если, допустим, на 1000 армянских предприятий приходится 10 нероссийских владельцев... в чем здесь "прозападная" линия?
- Считаете ли вы, что оппозиция способна выдвинуть достойного кандидата на президентских выборах и составить конкуренцию действующему президенту? И возможно ли в этом смысле обострение обстановки в Армении?
- Как министр обороны, я не хотел бы комментировать действий оппозиции, чтобы не обвинили в каком-то "давлении" или в "прямом участии" армии в политике. Но могу сказать, что идет уже октябрь, до выборов рукой подать, они в феврале, а действующий президент еще не начал, как говорят, свою предвыборную гонку. А значит, он уверен в своем успехе. Кроме того, он считает, что предвыборное спокойствие - это во благо Армении, потому что чем позже начнется борьба, тем будет меньше потерь для экономики, для развития страны.
Поэтому думаю, что в течение ближайших месяцев у нас в стране не должно произойти ничего такого, что могло бы нарушить довольно стабильную внутриполитическую ситуацию. Выборы пройдут спокойно.