Ровно год назад США начали массированные военные действия против режима талибов в Афганистане и смогли, опираясь на поддержку Северного альянса, способствовать установлению там новых порядков. Уже тогда, на первом этапе международной борьбы с терроризмом, выявилась важная посредническая миссия стран Европы.
Первыми были немцы
Сначала инициативу проявила немецкая дипломатия: в Бонне были достигнуты важные договоренности между представителями основных афганских антиталибских сил. Это соглашение открыло путь к успеху процесса переустройства власти в Афганистане. Затем последовала конференция в Токио в январе этого года, где представители 58 стран, а также ООН, Всемирного банка и Азиатского банка развития пообещали выделить 4,5 млрд. долларов на возрождение Афганистана в течение ближайших пяти лет.
Среди участвовавших на Токийской встрече государств около трети представляли Европу, а Европейский союз был одним из ее сопредседателей. Созданные для обеспечения безопасности в Афганистане международные силы также в основном состоят из европейцев, прежде всего англичан, французов и итальянцев.
Возросшая роль Европы в мировых делах - фактор исключительной важности, и он в полной мере проявляет себя в таких вопросах, как решение крайне сложной афганской проблемы. Несмотря на достигнутые в Бонне и Токио договоренности и создание временной, а затем, на всеафганском съезде, Лойя джирге, переходной администрации во главе с Хамидом Карзаем, ситуация в стране остается далекой от полного урегулирования. Не пойманы еще скрывшиеся в горах лидеры движения "Талибан" и организации "Аль-Каида", остры противоречия и в стане победителей. Международная помощь поступает медленнее, чем ожидалось. Из 1,8 млрд. долларов обещанных на этот год средств выделено пока только 600 млн. Они в основном направляются на гуманитарные цели, так как в Афганистан возвратились более одного миллиона беженцев, нуждающихся в срочной помощи.
Хотя острота текущих проблем велика, нельзя откладывать и программы восстановления. На них постепенно выделяются все большие средства. И вопрос о том, куда их направить и как ими воспользоваться, серьезно волнует новую администрацию Афганистана. Ее посланцы на недавней встрече представителей европейских стран в Бергене, которые рассматривали различные аспекты помощи Афганистану, отмечали, что афганцам необходима разнообразная помощь и они готовы принять ее от всех при условии, что управлением страной они будут заниматься сами, неся за это полную ответственность.
Характерно, что конференцию в Бергене организовали два норвежских института - по изучению проблем мира и имени Кристиана Микельсена (первого премьер-министра Норвегии после разрыва ее унии с Швецией в 1905 г.). Последний институт ныне выступает в качестве ведущего центра по проблемам обеспечения безопасности и экономического подъема Афганистана.
На всех континентах
Немалый позитивный опыт европейская дипломатия накопила в ходе участия в разрешении многолетнего конфликта в Шри Ланке. Начавшееся еще в 1983 году вооруженное противостояние между радикально настроенными тамилами и правительством унесло, как известно, жизни более 60 тысяч человек. Дипломаты из ряда европейских стран во главе с норвежцем Эриком Солхеймом на протяжении ряда последних лет пытались помочь найти выход из затянувшегося кризиса. В феврале этого года им это наконец удалось - враждующие стороны заключили перемирие, и, несмотря на накопившиеся обиды и сохраняющиеся противоречия, мирный процесс продолжается.
Возвращаясь к Афганистану, следует подчеркнуть, что и Норвегия, и Европа в целом в будущем могут оказаться еще более тесно связаны с его проблемами. Дело в том, что внимание США будет, очевидно, приковано к Ираку. Игра на два фронта вряд ли по силам даже Вашингтону, и он, видимо, постарается передать как можно больше ответственности и полномочий в том, что касается Афганистана, своим союзникам и партнерам.
Уже сейчас говорят о расширении участия в процессе обеспечения мира и прогресса в Афганистане такой ее крупнейшей державы, как Германия. На декабрь намечена международная встреча, посвященная первой годовщине Боннского соглашения. На ней европейцы постараются выработать новые рекомендации по политике возрождения Афганистана.
Как участник этого процесса, Россия, думается, должна обратить особое внимание на свои рабочие контакты и разностороннее сотрудничество с Европой. Не могу согласиться с выраженным в предыдущем выпуске "Дипкурьера НГ" мнением, что главным контрагентом для деятельности России в Афганистане являются США (А.Умнов - "Афганский стимул для России и США", "НГ" от 23.09.02). Европа для России здесь не менее важна, чем Америка. Хотя в пику Вашингтону она, разумеется, действовать не будет, но самостоятельность в конкретных международно-политических вопросах терять не собирается. А это обстоятельство сближает отправные идейно-психологические, позиции России и европейских стран.
Конкретное сотрудничество с Европой в деле восстановления Афганистана может строиться и на двусторонней, и на многосторонней основе. По мере усиления нашего экономического потенциала было бы целесообразно увеличить согласованное с европейскими и другими партнерами содействие афганцам в обеспечении мер безопасности, а также строительстве первоочередной важности экономических объектов: автодорог, туннелей и мостов, линий электропередачи. Особую роль в связи с мировой тенденцией к повышению значимости авиаперевозок и условиями Афганистана, не имеющего железных дорог, может иметь наше участие в сооружении аэродромов и перевозке грузов по воздуху.
Исключительно важно, что и для Европы в ее афганской политике логично было бы отвести России существенное место. Ведь географически, по прямой авиасообщений, кратчайший путь из того же Бергена в Кабул пролегает через Москву. Но дело, конечно, не только в этом. Россия остается ведущим внешнеполитическим партнером новых государств Центральной Азии, которые с севера широкой полосой граничат с Афганистаном. Отсюда ее значение в качестве ключевого партнера в деле помощи развитию как Афганистана, особенно его северных и северо-восточных районов, так и всего обширного центральноазиатского ареала.