У кого что болит, тот о том и говорит. Народная поговорка естественно наводит нас на тему Калининграда. Тем более что Совет министров ЕС, не обратив внимания на точку зрения Москвы, подбросил нам на днях еще одну дохлую кошку в виде предложений о поистине неудобоваримых условиях будущего передвижения россиян из одной части своей страны в другую. И по крайней мере пока жестко стоит на этом, настаивая на введении для россиян евровизового режима.
В данном случае это задевает нас за живое. Получается, что расширение вполне мирного ЕС для нас не сахар. Более того, оно прямо грозит попранием конкретных житейских прав и интересов любого российского человека. А ведь сколько было доброжелательных заявлений г-на Романо Проди, возглавляющего Комиссию (считай правительство) ЕС, да и лидеров многих входящих в сообщество стран! В частности, о том, что права и интересы России и ее граждан будут, безусловно, учтены. Что ЕС за всемерное развитие душевных отношений и равноправного партнерства с нами и даже за создание вместе с Россией единого экономического пространства. Прекрасные идеи, подкрепляемые интересом к нашим нефти и газу. Но ничего себе "пространство", коль ступить на его евросоюзную часть россиянам предлагают только по особому, да еще платному разрешению! Так и вспоминается речь Владимира Путина в Берлине в сентябре прошлого года, в которой он обращался к политикам Запада. Мы говорим о партнерстве, но в действительности все еще не научились доверять друг другу, сказал тогда наш президент.
Как видим, воз и ныне там. Но Калининград - лишь один пример неустроенной жизни на нашем континенте. Есть основания сомневаться и в мудрости дальнейшего продвижения НАТО на восток, для чего лидеры блока соберутся на пражский саммит в следующем месяце. Все-таки через Европу, как ни крути, роется еще одна отнюдь не виртуальная межа. Противовес в виде "двадцатки" с провозглашенным равноправным участием России пока ничем себя ощутимо не проявил. Кто возьмется назвать эту прославляемую конструкцию эффективным механизмом? Одни встречи и разговоры.
Где та Европа "от Атлантики до Урала", тот "общеевропейский дом", о которых произнесено столько торжественных речей и подписано столько договоров и деклараций?! Что-то не ладится ни с ОБСЕ, ни с другими европейскими надстройками, призванными содействовать миру, спокойствию, стабильности, сотрудничеству и прочим благим общеевропейским порывам. Явно застрял процесс разоружения на континенте, где горы оружия, включая ядерное, все еще громоздятся "от Атлантики до Урала". Многие проблемы европейских стран НАТО и ЕС связаны с продолжающейся и даже обостряющейся неустроенностью их отношений с Соединенными Штатами.
К счастью, здесь больше немыслимы крупномасштабные войны, хотя, как мы все помним, в Югославии война с участием ряда мировых держав случилась. К бесспорному прогрессу можно отнести интеграцию и введение новой единой валюты на Западе, а также то, что называют его партнерством с Востоком - прежде всего с новой Россией. Но как тревожно стало в Европе от подстерегающих мир новых вызовов и угроз, будь то международный терроризм или территориально далекие, но непредсказуемые по последствиям конфликтные ситуации, подобные актуальной иракской.
Впрочем, вернемся к своей рубашке, что ближе к телу. Увы, и на просторах стран - членов СНГ многое идет наперекосяк. Вместо само собой напрашивающегося процесса интеграции по типу ЕС, сохраняющей суверенность и самобытность государств, но открывающей для их народов границы, пространства и реальные перспективы процветания, здесь - проблемы за проблемами. Неясно даже, как дальше с союзом России и Белоруссии. И уж совсем непостижима мелкотравчатая игра Шеварднадзе на конфликтных плоскостях отношений с Москвой.
Оговорюсь: может быть, не все так грустно в Европе. Кое в чем есть позитивные сдвиги. Кое-какие проблемы решаются. Но все это происходит страшно медленно, со скрипом, обязательным преодолением все еще самодовлеющих национальных, политических, экономических эгоизмов, а заодно с игрой и контригрой соответствующих государств и их организаций. Поэтому столь невелик оптимизм при взгляде на сегодняшнюю Европу.