- Борис Николаевич, перед Кишиневским саммитом СНГ опять прочили похороны...
- Я занимаюсь проблематикой Содружества не первый год. И СНГ не первый год отпевают, это уже тенденция. Однако я убежден, что главы государств сворачивать деятельность Содружества, которому уже без малого 11 лет, не будут. Наглядным примером может послужить позиция президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе: несмотря на резкие требования парламента о выходе Грузии из состава СНГ, грузинский лидер этот вопрос в Кишиневе ставить не намерен.
Но многие претензии к СНГ действительно справедливы. Некоторые из них носят субъективный характер, но большинство имеет серьезные основания. То, что эффективность СНГ низка, - тут, что называется, ни прибавить, ни убавить.
Кстати, вопрос о дальнейшем существовании СНГ впервые остро встал ровно пять лет назад - в октябре 1997 года на таком же саммите в Кишиневе. Основной причиной неэффективности СНГ там было объявлено большое число подписанных, но неработающих документов. Критическое отношение к СНГ связано прежде всего с тем, что оно не оправдало возлагавшихся на него больших надежд в области экономической интеграции. Как подтверждение этому - создание зоны свободной торговли, разговоры о которой идут с 1994 года. Несколько лет назад даже подписали протокол, который является органичным дополнением этого соглашения. Но зоны свободной торговли нет до сих пор.
- Однако руководители государств СНГ не перестают заверять, что Содружество еще не исчерпало своих возможностей. Что же это, наигранный оптимизм?
- Не думаю. На мой взгляд, этот оптимизм состоит в том, что углубление двустороннего и многостороннего сотрудничества в рамках СНГ идет в русле современных общемировых тенденций: глобализации, интеграции в региональных и субрегиональных масштабах. И это объективная закономерность. Вопрос только в том, в какой интеграционной конфигурации государства Содружества будут принимать участие и в каких ролях. Тут ведь надо просчитать и свои выгоды, национальные интересы.
- Насколько национальные интересы Российской Федерации нуждаются в сохранении Содружества?
- Ответ на этот вопрос дал не так давно президент Владимир Путин, заявив, что сегодня для России СНГ - главный внешнеполитический приоритет. А это значит, что современная российская внешняя политика, которую можно определить как прагматичную, исходит прежде всего из наших национальных интересов, экономических и военных возможностей. Российское руководство откровенно говорит о том, что ускоренное развитие Содружества, полноценное с точки зрения международных требований объединение в ближайшей перспективе невозможно. Мы оказались перед дилеммой - или продолжать интеграцию на постсоветском пространстве как абсолютную ценность и исходя из этого выкладываться до конца, считать оправданными любые затраты и уступки, в том числе поступаясь и чужими интересами, или перейти к жестким прагматическим действиям, иногда идущими вразрез с традиционно дружескими отношениями, сложившимися с нашими партнерами.
- Весной на алма-атинском неформальном саммите было объявлено о грядущей реформе СНГ. Российская сторона должна была подготовить ряд соответствующих документов, из-за чего саммит в Кишиневе был отложен на четыре месяца. Как вы считаете, каким образом решится этот вопрос 7 октября?
- Действительно, в Кишиневе президенты планируют рассмотреть вопросы оптимизации структур органов СНГ. Но что конкретно будет принято по этому поводу, прогнозировать не берусь. На самом деле реформирование СНГ уже началось. У этого процесса несколько этапов. Сейчас, например, решено провести демонтаж структур органов Содружества, в частности, штат сотрудников сокращается с 724 до 552 человек, а численность Исполкома СНГ - с 310 до 220 человек.