Афганистан до сих пор остается главным плацдармом глобальной антитеррористической операции, начатой Соединенными Штатами почти год назад. Несмотря на все издержки и ограниченность опыта этой кампании, она принесла позитивные плоды в реальной борьбе с международным терроризмом, способствовала резкому потеплению отношений между США и Россией.
Отец и символ террора Усама бен Ладен потерял безопасную базу. Перемещаясь из пещеры в пещеру в районе афгано-пакистанской границы, главный террорист, несмотря на свои весьма грозные заявления, озабочен прежде всего собственным выживанием. В глобальном масштабе то, что произошло в Афганистане, выглядит большим успехом и вразумляющим примером. Теперь любой режим, укрывающий террористов, трижды подумает, стоит ли это делать впредь. Хотя уход талибов, худо-бедно все же объединивших почти всю страну, не способствовал, конечно, укреплению региональной стабильности.
Огромное значение для международной обстановки имеет и получившее "афганский" стимул сближение Соединенных Штатов с нашей страной. Ведь в прошлом соперничество США и СССР не раз подталкивало мир к порогу ядерной катастрофы. Очевидное сходство между ситуацией в Чечне (превратившейся в плацдарм международных террористов, непосредственно угрожающих России) и в талибском Афганистане помогло прежним противникам лучше понять друг друга.
Думается, что именно Афганистан, не так давно бывший "яблоком раздора" между СССР и США, в результате антитеррористической операции вполне может стать в недалеком будущем образцом плодотворного российско-американского сотрудничества. Причем это выгодно и самим афганцам, и всему остальному миру.
Если без России Северный альянс вряд ли бы смог успешно противостоять талибам, то без Соединенных Штатов он скорее всего был бы обречен на роль маргинальной силы. Военно-политическое сотрудничество между Москвой и Вашингтоном имеет неплохие шансы превратиться в экономическое партнерство.
Восстановление Афганистана так же невозможно без контролируемого Вашингтоном потока западной помощи, как и без появления здесь тысяч российских специалистов, готовых к работе в местных условиях. Как известно, основу ныне почти полностью разрушенной промышленности этой страны составляют объекты, построенные в свое время с помощью СССР.
Опыт Афганистана наглядно показал: после краха биполярного мира перед Россией и США встала задача, жестко противодействуя экстремистским элементам исламской цивилизации, активно наладить широкое и прочное сотрудничество с ее конструктивной, стабилизирующей базой. Решение этой общей проблемы объективно способствует растущему осознанию нашими странами своей цивилизационной общности, в основе которой лежит если не идентичная, то сходная христианская традиция.
США и Россия до сих пор являются самыми сильными и к тому же решительно настроенными государствами мира. Поэтому именно они, а не собственно Европа, объективно способны выступить столпами европейской цивилизации. На этом фоне результат антитеррористической операции в самом Афганистане имеет очень важное, возможно, поворотное, значение для судеб всего мира.