0
1660
Газета Дипкурьер Интернет-версия

23.09.2002 00:00:00

Западная модель для Востока

Тэги: сша, азия


C момента атаки террористов на США прошло не так уж много времени, а геополитическая картина мира изменилась неузнаваемо. На протяжении последнего года нам неустанно повторяли, что американское военное присутствие в постсоветской Центральной Азии носит временный характер и американцы уйдут из региона, как только завершится антитеррористическая операция в Афганистане. Спустя год называются иные сроки. Присутствию США отводится ровно столько времени, сколько потребуется для наведения порядка и становления экономики в Афганистане.

Американцы же активно расширяют сотрудничество с властями центральноазиатских стран. По словам председателя Международного консультативного совета по безопасности Великобритании генерала Гэрри Джонсона, внешнеполитическая стратегия США в дальнейшем будет направлена на развитие демократических институтов в странах исламского мира, в том числе Ближнего и Среднего Востока. При этом сотрудничество центральноазиатских государств с Вашингтоном будет складываться в зависимости от следующих условий: модернизация политических режимов стран региона, а также укрепление и развитие регионального сотрудничества государств Центральной Азии на основе реальной конкуренции, не переходящей в конфронтацию.

При этом новые постсоветские режимы не скрывают своего удовлетворения таким развитием событий. Это подтверждается фактом появления новых американских баз и опорных пунктов именно там, где планируется проведение стратегических нефте- и газопроводов, таких, например, как Баку-Тбилиси-Джейхан и Центральная Азия - Афганистан - побережье Аравийского моря. Правда, сегодня серьезные финансовые структуры опасаются вкладывать деньги в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, даже несмотря на то что уже состоялась его торжественная закладка. Политические риски в регионе вообще и в Грузии в частности остаются высокими. Что касается трансафганского трубопровода, то этот проект пока находится лишь в стадии обсуждения.

Очевидно, что контроль над Афганистаном не является программой максимум США. Помимо борьбы с талибами в планы Вашингтона входят и другие военно-стратегические цели, так или иначе связанные с закреплением на новых плацдармах. К примеру, с территории Киргизии США могут контролировать определенные районы Китая, где размещены ракетные установки. По мнению вице-президента Международного центра стратегических и политических исследований Ирины Звягельской, вполне возможно также что Вашингтон будет использовать территорию ЦА для резервного, а затем и основного базирования в случае развития опасной военно-политической нестабильности в Пакистане.

Последствия для центральноазиатских стран от долгосрочного американского присутствия трудно предсказуемы. Как считает Ирина Звягельская, "проблема заключается не в том, насколько географически удобна эта зона для выполнения военных задач, а в том, что американское базирование осуществляется не в пустыне, а на территории государств с определенным политическим строем и традициями, где оно может вызвать в перспективе негативную реакцию части местного населения".

С другой стороны, американское присутствие сопровождается определенными финансовыми вливаниями и обещаниями оказать масштабную экономическую помощь странам региона. Однако реально только две страны почувствовали на себе некие дивиденды - Киргизия и Узбекистан. Ташкент получил и политическую выгоду, поскольку первый допустил к себе большое количество американских военнослужащих.

Многие эксперты предполагали, что присутствие, в том числе военное, Запада в Центральной Азии сможет изменить в лучшую сторону общественно-политическую ситуацию в этих странах, подтолкнуть их власти к совершенствованию демократических институтов. Как оказалось, в Киргизии такой возможностью воспользовалась только оппозиция, которая еще более активно стала предъявлять претензии президенту. В Узбекистане же за время антитеррористической операции решением президента было расформировано агентство по гостайнам, что было преподнесено Западу как официальная отмена цензуры. Кроме того, недавно в Ташкенте зарегистрировано Общество прав человека. Однако, как отмечают эксперты, из множества мелких правозащитных организаций Узбекистана зарегистрировано не самое лучшее, и властям страны фактически удалось расколоть правозащитное движение.

Очевиден политический прогресс в Таджикистане. Несмотря на то что на его территории не были размещены крупные западные военные формирования, кроме небольшого количества французских ВВС, эта страна добровольно решила оздоровить общественно-политическую ситуацию, предприняв в этом направлении ряд серьезных шагов. Собственно, это можно было сделать раньше, но только сейчас руководство Таджикистана выдало лицензии трем частным радиостанциям, а президент страны сделал несколько программных заявлений, явно меняющих стратегию государственного развития. Однако Таджикистан, как и Узбекистан, остается страной, где сохранена смертная казнь, что может стать камнем преткновения для развития отношений с Западом в гуманитарном направлении.

В Казахстане же за последний год особых изменений не произошло. Натовские силы в стране размещены не были, хотя казахстанские политики всячески пытались привлечь их на свою территорию. Вместе с тем противостояние власти и оппозиции достигло своего апогея. В тюрьме оказались два известных политика, на деятельность независимых СМИ были введены серьезные ограничения, предложенные администрацией президента Нурсултана Назарбаева законы создадут трудности для оппозиционных партий в проведении избирательных кампаний. Как справедливо заметил президент Общества по изучению Центральной Азии Джон Шоберлайн (Бостон), руководители центральноазиатских стран все более разубеждаются в том, что демократические методы являются лучшим способом решения проблем.

Туркмения, следуя своему нейтралитету, несмотря на уговоры американцев, не приняла участия в антитеррористической операции. По мнению ряда экспертов, основной причиной этого явились дружественные отношения с режимом "Талибана", поддерживаемые в свое время Туркменбаши. Ожидать каких-либо политических изменений в ближайшем будущем здесь не приходится.

По мнению Джона Шоберлайна, США оказали неоднозначное воздействие на политику центральноазиатских государств. В частности, расширение военного сотрудничества между США и этими странами в ходе антитерроритической кампании подвигло региональных лидеров на то, чтобы отказаться от демократизации. А поскольку США необходим доступ на центральноазиатские военные базы, Вашингтон вряд ли станет возражать против политики местных правительств.

Что касается планируемой иракской кампании США, то в последнее время от центральноазиатских лидеров все чаще можно слышать обеспокоенность тем, что она может ослабить внимание Вашингтона к Афганистану и соответственно его северным соседям. Заявления же о том, что "Талибан" разбит и не представляет опасности, вызывают у них раздражение. Ведь "Талибан" - скорее идеологическая сила, нежели военная. Недаром талибы заняли практически всю территорию Афганистана по большей части не силой оружия, а пропагандой. Сегодня американцы сталкиваются с невозможностью уничтожения идеологии военной силой. Сейчас важно начать в Афганистане экономическое возрождение - это единственный метод борьбы с экстремизмом. Но в экономическом развитии нуждаются и постсоветские центральноазиатские страны, которые тем не менее намерены помогать Афганистану, прежде всего в строительстве дорог и ирригационных систем, поставке электроэнергии, строительных материалов.

Влияние же России в регионе с началом операции "Несокрушимая свобода" значительно ослабло. Сегодня, по мнению аналитиков, Москва выступает в роли "вынужденного родственника", и эта тенденция будет усиливаться. С одной стороны, Россия по-прежнему считает себя хозяином на геополитическом пространстве бывшего Союза, указывая в числе прочего и на то, что в странах ЦА живет много русских. На самом деле оснований для этого у Москвы немного. Никаких серьезных экономических проектов не разрабатывается ни в Таджикистане, ни в Узбекистане, ни в Туркмении. Российская экономика минимально присутствует в Киргизии и в чуть большей степени - в Казахстане. Военное присутствие также сведено к минимуму, не считая группировки российских войск в Таджикистане. Поэтому очевидно, что, противодействуя Вашингтону в его иракских планах, Москва сможет использовать какие угодно аргументы, но только не центральноазиатские. Южные же соседи России в случае начала бомбардировок Багдада, видимо, так и будут укреплять свои режимы, пользуясь снисходительностью США, для которых не важен уровень демократии на территориях, находящихся под их контролем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
919
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1058
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
645
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
757

Другие новости