В странах Центральной Азии ислам является доминирующей и определяющей религией, которую исповедует большая часть населения. Поэтому исламский фактор прямо и косвенно играет заметную роль в политике этих государств. Не считаться с религиозным фактором в государствах Центральной Азии может позволить себе только очень недальновидный политик.
После начала антитеррористической операции США в Афганистане эти страны по вполне понятным причинам вынуждены были ориентироваться на мнение американской администрации и действовать с оглядкой на Вашингтон.
В то же время есть такие нелегальные радикальные исламские организации, как "Хизб ат-Тахрир аль-Ислами" (араб. - Исламская партия освобождения), которая очень активно ведет пропаганду в бывших советских республиках, в частности в Узбекистане и Киргизии. Нельзя с уверенностью сказать, поддерживают ли группировки вроде "Хизб ат-Тахрир" прямые контакты с международными террористическими организациями, такими, как "Аль-Каида". По крайней мере исключать такую возможность нельзя.
Подобные организации очень привлекательны для тех, кто не смог найти себя в тех тяжелых социально-экономических условиях, в которых сейчас находятся страны Центральной Азии. Даже фетвы - предписания высшего мусульманского духовного руководства республик, запрещающие молодежи иметь контакты с представителями "Хизб ат-Тахрир", практически не исполняются. Буквально в середине лета такое постановление издал муфтий Узбекистана Абдурашид Бахромов. Дело в том, что любая подобная директива, пусть даже авторитетных духовных лиц, выполнима только в том случае, если молодежь имеет возможность найти применение своим жизненным силам в каких-то легальных общественных процессах. Однако из-за массовой безработицы молодые люди легко рекрутируются в ряды радикальных исламских или псевдоисламских организаций. И можно с уверенностью утверждать, что тенденция к радикализации постепенно будет усиливаться, поскольку пока не видно объективных предпосылок для улучшения условий жизни в этих странах. Это касается прежде всего государств, граничащих с Афганистаном.
В то же время тяжелые экономические условия, ежедневная забота о собственном выживании ведут большую часть населения к социальной пассивности и аполитичности. Поэтому превращение Центральной Азии в плацдарм Соединенных Штатов для бомбовых ударов по Афганистану не вызвало сколько-нибудь заметных протестов среди местного населения. Активной политической деятельностью в среднеазиатских республиках занимаются либо правозащитники, либо радикальные молодежные исламские организации, которые пытаются оппонировать местным политическим элитам. Последние рассматривают Америку просто как финансового донора, оплачивающего политическую лояльность региональных лидеров. Общественная жизнь этих государств (особенно это видно на примере Туркмении и Узбекистана) находится под неусыпным контролем соответствующих органов. В этих государствах, которые представляют собой образцы модернизированной восточной деспотии, любые всплески общественного недовольства будут гаситься на корню.
Однако если антитеррористическая операция будет принимать откровенно антиисламских характер, то в сочетании с динамичным ухудшением экономической ситуации это может привести к мощному социальному взрыву в странах Центральной Азии. Власть местных авторитарных режимов достаточно иллюзорна, поскольку они имеют клановую основу и неспособны решить насущные проблемы своих народов. Поэтому социальный взрыв, который неизбежно будет иметь религиозную окраску, возможен уже в обозримом будущем.
Вторая стадия антитеррористической операции может послужить своего рода катализатором для этого процесса. Она, несомненно, вызовет всплеск антиамериканских настроений и заставит переориентироваться даже лояльное исламское духовенство. Ведь ему будет сложно объяснить рядовым мусульманам, почему в Ираке гибнут ни в чем не повинные люди.
На Америке сейчас лежит очень большая ответственность в силу того, что именно она инициирует военное решение проблемы. Возможно, однополюсный мировой порядок лучше, чем многополюсный хаос, но это требует от США проведения очень взвешенной политики. Америке нельзя забывать, что каждый четвертый житель планеты так или иначе принадлежит к исламской цивилизации. Непродуманная агрессивная политика Соединенных Штатов приведет к тому, что радикальные исламские организации получат в свои ряды массу новых членов, готовых сражаться против американской гегемонии как в своем регионе, так и далеко за его пределами.