Как только появляется очередная надежда на возвращение к мирному процессу в ближневосточном конфликте, обычно происходит пара кровавых терактов типа последних подрывов пассажирских автобусов. Так и теперь. Достаточно нелепое предложение госсекретаря США Колина Пауэлла о создании "временного" палестинского государства было вскоре скорректировано в выступлениях его заместителя Уильяма Бернса, поведшего речь о возможности формирования нормальной палестинской государственности, временным атрибутом которой стали бы лишь ее внешние границы, точное определение которых предполагалось через некоторое время в более спокойной обстановке.
В этой редакции американские предложения уже не вызывали раздражения в арабском мире. Президент Египта Хосни Мубарак даже заявил, что готов рассматривать в такой плоскости поэтапное решение палестинской проблемы.
Обсуждение проблемы создания палестинского государства вызывает в памяти аналогичные дискуссии 80-90-летней давности вокруг образования "еврейского очага" и дальнейшего формирования израильской государственности. Общим и первостепенным моментом в создании еврейского и арабского государств на территории древней Палестины, безусловно, является идеологическая мотивация. В первой половине ХХ века нереально было ожидать, что евреи будут эмигрировать в столь бедные края по каким-либо материальным соображениям.
Так и теперь с точки зрения экономического благополучия палестинским арабам было бы очень выгодно оставаться в составе преуспевающего (по ближневосточным меркам) Израиля, нежели пускаться в самостоятельное плавание. Мечта о собственной государственности, однако, всегда оказывается сильнее меркантильных соображений.
В трудах западных исследователей часто проводятся параллели между еврейским заселением Палестины и освоением американского Запада. В этой связи интересно мнение израильского историка Айзенштадта. "C cоциальной и экономической точек зрения существовала огромная разница между коллективными устремлениями и организационными формами большинства групп сионистов и более индивидуальной направленностью и индивидуалистическими устремлениями американских пионеров". Теперь, пожалуй, то же самое можно сказать о коллективистских настроениях в Палестинской автономии, мечтающей избавиться от статуса "оккупированных территорий".
Вслед за последними терактами в Иерусалиме президент США Джордж Буш, естественно, поспешил отказаться от анонсированного ранее "масштабного" выступления с новыми предложениями по ближневосточному урегулированию. Тем не менее все понимают, что поиски путей урегулирования конфликта необходимо продолжать. Как справедливо заметил однажды Арнольд Тойнби, "палестинская трагедия - не локальная драма.
Это трагедия для всей планеты, порожденная несправедливостью и представляющая угрозу всеобщему миру". Утверждения, что "ближневосточные двоюродные братья" могут сами, без международного посредничества разобраться между собой, что договоренности 1993 г. в Осло были "навязаны" Америкой и привели лишь к новым кровопролитиям, представляются надуманными. Благодаря инициативам Джорджа Буша-старшего и Билла Клинтона израильтяне и палестинцы узнали наконец, что такое мир, пусть и кратковременный.
На фоне того, что срываются последние мирные инициативы арабских государств, будь то предложения Саудовской Аравии или Египта, конфликт принимает совершенно непредсказуемый характер. Преступления исламистов, конечно, отвлекают мировую общественность от действий израильских военных на палестинских территориях. Но при сохранении нынешней расстановки сил в политическом руководстве как Израиля, так и ПНА, не приходится ожидать какого-либо прорыва заколдованного круга палестино-израильского противостояния.