10 июля в Вашингтоне руководство Международного валютного фонда окончательно решит, будет ли возобновлено кредитование Молдавии. А в ближайшие дни свое заключение по этому поводу должен высказать Всемирный банк (ВБ). В оставшиеся дни молдавское правительство должно выполнить последние требования западных кредиторов, императивность характера которых обусловлена и тем, что на нынешнее лето приходится пик платежей по внешним долгам, сделанным предыдущими молдавскими правителями.
Кредитование возобновят, это ясно. Но, что тоже разумеется, - не просто так. Как отмечают здешние наблюдатели, поскольку зарубежным финансовым структурам нужно, чтобы Молдавия вернула старые долги, ей помогут сделать новые. А влиятельная кишиневская газета "Молдавские ведомости" замечает, что если правящим сейчас в республике коммунистам "и дадут свежих кредитов, то чуть-чуть, миллионов 25 летом, еще столько же к зиме". И таким образом их "посадят на долговую иглу, точно так же как демократов-реформаторов".
"Долговая игла" - это весьма примечательно. С "наркотической зависимостью" молдавской управленческой элиты, безусловно, облегчается манипулирование ею. Причем не только в экономической, но и политической сфере. Что касается последней, то, например, не так давно президент Владимир Воронин вынужден был воспринять известные рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), некоторые положения которых противоречат не только проводимому им курсу, но и интересам страны. Ведь тогда одновременно со слушаниями ПАСЕ по Молдавии в Страсбурге правительственная делегация из Кишинева во главе с премьер-министром Василием Тарлевым вела переговоры в Вашингтоне с представителями МВФ по возобновлению внешнего финансирования. А еще ранее западные кредиторы уже настояли на выполнении других своих требований. За их безоговорочное выполнение здешние правительства, независимо от их политориентации, получали кредиты, позволяющие заткнуть бреши в госбюджете. И - отяготить карманы самих сановников. Практически же экономический эффект от такого круговорота долларовых сумм оставался крайне низким.
То, что МВФ или ВБ "не видели" этого, маловероятно. Однако в свое время они в одночасье выделили все 460 млн. долл. (большую часть внешней задолженности Молдавии) "под Лучинского", прежнего президента страны. По мнению директора Евроатлантического центра Николая Кыртоакэ, зарубежные спецы просто не предполагали, с каким размахом и изобретательностью могут быть разворованы предоставленные кредиты. Впрочем, он признал и то, что, предлагая экономическую помощь, финансовые структуры одновременно были озабочены и укреплением западного влияния в регионе, поэтому шли на такие "пожертвавания".
Текущим летом (празднества состоятся осенью) исполняется 10 лет с момента начала деятельности МВФ и ВБ в Молдавии. Первые главы миссий Фонда Майкл Блэквел и Марк Хортон в свое время заявляли корреспонденту "НГ", что знают, как, хотят и могут привести Молдавию к светлому будущему. В самом деле, при активном их участии за это время удалось сформировать современную устойчивую денежно-валютную систему с необходимой инфрастуктурой.
Но это стало, пожалуй, единственным неоспоримым достижением сотрудничества Молдавии с зарубежными кредиторами. Однако воплощением другой стратегической задачи - подъемом производственного сектора - оно дополнено не было. Потому Молдавия на сегодня, как известно, остается страной с большим числом малоимущего населения.
Нынешний глава представительства ВБ в республике Карлос Эльбирт считает, что зарубежные структуры должны разделить ответственность с кишиневскими руководителями лишь за совместно принятые решения и проекты. Но очевидно, что проводимая здесь западными кредиторами политика манипулирования денежными средствами противоречила заявленному рыночному курсу реформ, который, как известно, предполагает всяческую поддержку предприимчивости, инициативы и самостоятельности хозяйствующих субъектов. В том числе и самого крупного в лице государства. Как заметил экс-премьер-министр Дмитрий Брагиш, зарубежные финансисты не поощряли здешних руководителей к выработке собственных конкретных программ, даже невзирая, скажем, на сложившуюся неблагоприятную политическую конъюнктуру. Вследствие подобной порочной практики, по определению директора Центра стратегических исследований и реформ Анатолия Гудымы, за это десятилетие у молдавской управленческой элиты выработались своеобразный интеллектуальный инфантилизм и паразитизм.
Очевидно, молдавскому политическому классу еще только предстоит выработать свои стратегию и тактику взаимоотношений с западными финансовыми структурами - с тем чтобы, исключив нынешнюю практику диктата, вывести их на уровень взаимовыгодного партнерства. Такой подход потребовал бы и определенного пересмотра ориентиров зарубежных "советологов", сегодня практически никак не отвечающих здесь за верность своих "ценных указаний". Такой тезис впервые озвучил президент Молдавии - лидер правящей Партии коммунистов Воронин. Правда, сейчас, по понятным конъюнктурным соображениям эта идея Кишиневом не муссируется. Политическая конъюнктура снова превалирует над здравым смыслом...
Кишинев